Нет конечно. Паниковский — как правильно совершенно пишут Одесский и Фельдман, это такой прообраз возможной судьбы Бендера. То есть Бендер сам видит свою смерть где-то в полях и то, что «человек без паспорта» напишут на его надгробии. Это возможно. Но я не сказал бы, что Паниковский как-то эту компании скрепляет. Скорее, наоборот, он их ссорил между собой постоянно, ссорил Бендера с Балагановым, ну и так далее. Так просто получилось, что Гердт сыграл такую душу компании. Эта роль вообще на переломе.
Понимаете, ведь Гердт — он не начинал как гротескный актер. Он начинал как серьезный полноценный трагический актер, сначала в студии Арбузова. А потом в театральной карьере случилась долгая пауза — вы знаете, из-за хромоты, из-за фронтового ранения. Он вынужденно играл в театре кукол, озвучивал конферансье и Адама в гениальных спектаклях Образцова. В большое кино его втянул Тодоровский (который Валеры отец, Петр, старший), который снял очень странную, такую острую, гротескную картину «Фокусник» по сценарию Володина. Как и «Похождения зубного врача», это такая современная сказка, фантастика, там есть элемент фантастики. И вот этот фокусник сыгран Гердтом в такой неожиданной острой гротескной манере. Мы редко видели в кино молодого Гердта. И вот Гердт в «Теленке», которому собственно… ну, ему 45 лет, он ещё не превратился в того доброго дедушку, которого мы знали по классическим фильмам семидесятых. В нем есть ещё и молодой задор, и негативизм, и гротеск.
И его Паниковский — это не просто смешной старый еврей. Нет, в нем есть определенный вызов, определенное рыцарство. Он такой вор старой закалки. И эта роль такая действительно на грани гротеска. Поэтому он и воспринимается в этой компании, я рискну сказать, как единственный трагический персонаж. И вот на жалости к нему, которую совершенно не может скрыть Юрский, например, играя там Бендера, на жалости к нему отчасти держится действительно эта компания.
Но, кстати говоря, там ещё и замечательная роль Евстигнеева (Корейко). А ведь Евстигнеева тоже в серьезное кино втянул Петр Тодоровский, дав ему серьезную роль в серьезнейшем фильме «Никогда», в фильме тоже экспериментальном. Видно, что его снимает профессиональный оператор (он же начинал как оператор) и человек действительно трагически серьезного мышления. Это потом получилось, что Петр Тодоровский стал снимать бытовые мелодрамы. Ну, это так сложились в семидесятые годы, начинал-то он с очень яркого экспериментального кино. И Швейцер во многом воспользовался его типажами — этим Евстигнеевым и этим Гердтом, которых он ввел в кино.