Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Может ли женщина типа Милдред из романа Моэма «Бремя страстей человеческих» сделать мужчину счастливым?

Дмитрий Быков
>250

Ну конечно, может! На какой-то момент, естественно, может. В этом и ужас, понимаете? А иначе бы в чем ее опасность? И такие люди, как Милдред, такие женщины, как Милдред, на короткое время способны дать, даже в общем независимо от их истинного состояния, от их истинного интеллекта, интеллекта, как правило, довольно ничтожного, способны дать очень сильные чувства. И грех себя цитировать, конечно, мне лет было, наверное, семнадцать, когда я это написал:

Когда, низведены ничтожеством до свиты,
Надеясь ни на что, в томлении пустом,
Пьяны, унижены, растоптаны, разбиты,
Мы были так собой, как никогда потом.

Дело в том, что вот моя первая любовь, такая первая большая и долгая любовь, которая с перерывами продолжалась лет семнадцать, она была именно к такой Милдред, и эта Милдред прекрасно понимала сама, что Милдред Миллерс это она. Она в себе это видела, но она производила довольно сильное впечатление, она мне нравилась, и хотя я многие какие-то ее слова и поступки вспоминаю с ужасом. Но зато я сделал из этого несколько замечательных там эмоций, несколько интересных приключений. В конце концов, несколько не самых плохих стихов, да?

Заметь, с объятий твоих постылых
Я все же стряс нестыдный стих.
Не меньше сотни строк бесстыдных,
Каких-то стылых и простых.

Ну вот, да, стряс что-то. Это было довольно такое эгоцентрическое с обеих сторон общение. Но Милдред Миллер способна делать мужчину ужасно счастливым. Дело в том, что мужчины далеко не всегда… (вот ужасно это звучит, кстати говоря, и женщины тоже) далеко не всегда мы бываем счастливы с качественным партнером. Иногда наоборот с абсолютным ничтожеством, а иногда — со злодеем. И мне потребовалась очень долгая жизнь, чтобы как-то найти наконец вот человека, в котором я ни на что не должен закрывать глаза, в котором совершенно ничто меня не смущает. Вот в браках, пожалуй, всегда было так. А вот любовь, она да, иногда она не спрашивает сертификат качества.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Кто ваши любимые британские авторы конца XIX века? Что их волновало?

У меня есть лекция о Британии в конце XIX века, она называется «Дети Диккенса». Это шесть авторов, может быть, семь, которые вышли из диккенсовского периода британской литературы. Это прежде всего такая парочка антагонистов, ортогонально совершенно подходящих к христианству, как Честертон и Уайльд. Уайльд представляется мне лучшим христианином, скажем так, более практикующим и свободным от таких крайностей честертонианских, как, например, симпатия к Муссолини (слава богу, недолгая, он не дожил все-таки, но он бы понял; у него со вкусом лучше обстояло). Это Стивенсон, это Моэм, это Голсуорси, безусловно, и это Бернард Шоу. Вот эти шестеро-семеро авторов, еще Рескина следовало бы назвать,…