Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Может ли женщина типа Милдред из романа Моэма «Бремя страстей человеческих» сделать мужчину счастливым?

Дмитрий Быков
>100

Ну конечно, может! На какой-то момент, естественно, может. В этом и ужас, понимаете? А иначе бы в чем ее опасность? И такие люди, как Милдред, такие женщины, как Милдред, на короткое время способны дать, даже в общем независимо от их истинного состояния, от их истинного интеллекта, интеллекта, как правило, довольно ничтожного, способны дать очень сильные чувства. И грех себя цитировать, конечно, мне лет было, наверное, семнадцать, когда я это написал:

Когда, низведены ничтожеством до свиты,
Надеясь ни на что, в томлении пустом,
Пьяны, унижены, растоптаны, разбиты,
Мы были так собой, как никогда потом.

Дело в том, что вот моя первая любовь, такая первая большая и долгая любовь, которая с перерывами продолжалась лет семнадцать, она была именно к такой Милдред, и эта Милдред прекрасно понимала сама, что Милдред Миллерс это она. Она в себе это видела, но она производила довольно сильное впечатление, она мне нравилась, и хотя я многие какие-то ее слова и поступки вспоминаю с ужасом. Но зато я сделал из этого несколько замечательных там эмоций, несколько интересных приключений. В конце концов, несколько не самых плохих стихов, да?

Заметь, с объятий твоих постылых
Я все же стряс нестыдный стих.
Не меньше сотни строк бесстыдных,
Каких-то стылых и простых.

Ну вот, да, стряс что-то. Это было довольно такое эгоцентрическое с обеих сторон общение. Но Милдред Миллер способна делать мужчину ужасно счастливым. Дело в том, что мужчины далеко не всегда… (вот ужасно это звучит, кстати говоря, и женщины тоже) далеко не всегда мы бываем счастливы с качественным партнером. Иногда наоборот с абсолютным ничтожеством, а иногда — со злодеем. И мне потребовалась очень долгая жизнь, чтобы как-то найти наконец вот человека, в котором я ни на что не должен закрывать глаза, в котором совершенно ничто меня не смущает. Вот в браках, пожалуй, всегда было так. А вот любовь, она да, иногда она не спрашивает сертификат качества.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Почему так мало романов вроде «Квартала» с нетипичной литературной техникой?

Понимаете, это связано как-то с движением жизни вообще. Сейчас очень мало нетипичных литературных техник. Все играют как-то на одному струне. «У меня одна струна, а вокруг одна страна». Все-таки как-то возникает ощущение застоя. Или в столах лежат шедевры, в том числе и о войне, либо просто люди боятся их писать. Потому что без переосмысления, без называния каких-то вещей своими именами не может быть и художественной новизны. Я думаю, что какие-то нестандартные литературные техники в основном пойдут в направлении Павла Улитина, то есть автоматического письма, потока мысли. А потом, может быть, есть такая страшная реальность, что вокруг нее боязно возводить такие сложные…

Не могли бы вы рассказать о сборнике «Стихотерапия», который вы хотели собрать с Новеллой Матвеевой? Как стихотворения могут улучшить самочувствие?

Понимаете, тут есть два направления. С одной стороны, это эвфония, то есть благозвучие — стихи, которые иногда на уровне звука внушают вам эйфорию, твёрдость, спокойствие и так далее. А есть тексты, которые на уровне содержательном позволяют вам бороться с физическим недомоганием. На уровне ритма — одно, а на уровне содержательном есть некоторые ключевые слова, которые сами по себе несут позитив.

Вот у Матвеевой — человека, часто страдавшего от физических недомоганий, от головокружений, от меньерной болезни вестибулярного аппарата и так далее,— у неё был довольно большой опыт выбора таких текстов. Она, например, считала, что некоторые стихи Шаламова, которые внешне кажутся…