Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Какую роль Марина Зотова играет в романе и в судьбе Клима из романа Максима Горького «Жизнь Клима Самгина»?

Дмитрий Быков
>250

Видите ли, Алекс, Марина Зотова — главная героиня романа. История ее убийства, уже недописанная, недоделанная, уже несколько растворяющаяся — самое ценное, что в этой книге вообще есть.

Понимаете, «Жизнь Клима Самгина» — один из моих не скажу любимых, но очень важных для меня романов в 16-18 лет. Я не брал там всю политическую составляющую, потому что она вообще не играет никакой роли в романе. Там важна составляющая эротическая, потому что роман действительно безумно напряжен по этой части (не зря он посвящен Будберг-Закревской), ну и мистическая сторона. Горький, как это показано подробно Эткиндом, и не только Эткиндом, сектантством прицельно интересовался, видел в нем форму народного творчества. Вся его каприйская богоискательская школа тоже была такой формой секты. Для Горького сектантство — это и есть главная форма народного творчества в XX веке. И дьякон, который у него сочиняет стихи, и Марина Зотова — это персонажи одного ряда, народной веры.

Марина, рискну сказать, вообще до некоторой степени облик России, образ России, ее символ. Вот эта невероятно красивая, тоже невероятно эротически притягательная богатая женщина — один из ликов России, одна из ее ипостасей. Там же, собственно, три лика России. Первый — Алина Телепнева, такая довольна пошлая красавица: родина, калачи, икра. Это такой матрешечный лик России, если угодно, экспортный. Второй — Лидия Варавка, такая совесть России. Ну и Марина как настоящая, в понимании Горького, русская душа — хлыстовская Богородица.

Да, вот Горький видел Россию такой. Понимаете ли, в «Жизни Клима Самгина» с образом родины вообще творится непонятное. Нужно заметить, что там очень много замечательных женских образов. И Варвара, которая была женой Клима, и Нехаева, которая была его любовницей, а оказалась провокаторшей — это всё тоже лики России. И провокаторша — тоже один из ликов России.

Но Зотова наиболее аутентична именно потому, что, во-первых, ее вера темная, во-вторых, она красива и богата, как Россия в идеальном представлении о ней, и в-третьих, ее убивают. И убивает ее ничтожество. Нет мужчины, который мог бы удовлетворить эту женщину. Нет мужчины, который мог бы взять ответственность за нее. Она убивается с той же неизбежностью, с какой убивается Катька в «Двенадцати».

Обратите внимание, Алекс, вот на какую вещь. В произведениях русского XIX-ХХ века тема гибели прекрасной женщины, которую все мужчины, грубо говоря, не потянули — это очень важный лейтмотив. Это и Лариса в «Бесприданнице» — красавица, которую убивает полное ничтожество, а она его благодарит за это, потому что у самой у нее сил не хватает. Тема Катюши Масловой, которая, правда, выжила, но в каторгу всё равно пошла, и хотя Нехлюдов и выхлопотал ей прощение, но поздно — она уже со своим Симонсоном. Образ Аксиньи, образ Катьки, образ гибнущей в лагерях Севера Лары Живаго. Образ убитой красавицы, которую все вместе мужчины не спасли, а скорее, может быть, даже и погубили.

Вот Марина Зотова удивительным образом совпадает и с Катькой из «Двенадцати», да и вообще… Не надо только в этом видеть тему садомазо или высказывание Эдгара По о том, что гибель красавицы — это самая поэтичная тема. Здесь совершенно очевидная аллегория. Вот есть такая страна, которая и красива, и богата, и умна, и разнообразна — и нет мужчины, который был бы ей вровень.

Любопытную коннотацию, любопытное продолжение этого образа мы можем наблюдать, с одной стороны, в «Мастере и Маргарите», где Маргарита тоже гибнет, с другой стороны, в «Хозяйке Медной горы». Кстати, Марина Зотова очень похожа на Хозяйку Медной горы. Боюсь, что это такая фаустианская тема. В фаустианской истории женщина гибнет всегда, потому что то ли потому, что мужчине нет дела до нее, то ли потому, что мужчина не ей интересуется, а занимается своим делом. Но если Марина Зотова куда-то и делась, то вот она ушла в Медную гору. Она стала Хозяйкой Медной горы. По крайней мере, наиболее реальное, что с ней могло произойти.

Конечно, в книге эта тема не дотянута уже просто в силу того, что, во-первых, Горький не мог писать в 30-е годы так, как хотел, и всё, что хотел. Я думаю, внутренние тормоза срабатывали. А во-вторых, главная причина то, что когда он заканчивал роман, он был уже не на пике творческих возможностей. Он уже до некоторой степени не понимал, что делает. Конечно, если бы тема Марины Зотовой была полностью раскрыта, по-настоящему, на уровне лучших горьковских текстов, может быть, как-то появились бы другие.

Тут, конечно, правильная мысль, многие высказывают — вот я сейчас смотрю, — что Марина Зотова и есть подлинная героиня «Жизни Клима Самгина». Но это идея не только Эткинда. Эта идея же высказывалась у многих авторов. Во всяком случае, если уж кто-то прочел «Жизнь Клима Самгина» более-менее внимательно, то, наверное, Александр Гольдштейн, которого я как писателя ценю не очень высоко, а как филолога, как эссеиста, как понимателя, чрезвычайно высоко. Он просто почти не имеет себе равных. Да, он прав абсолютно, что 3 тома «Жизни Клима Самгина» из 4-х — это шедевр. Да и в 4-м томе, где как-то начинают помаленьку проясняться обстоятельства… Если бы Горький имел время закончить книгу и ее отредактировать, она была бы великолепна.

Конечно, настоящий герой романа, настоящая героиня романа — это Россия, вот эти три образа. Кстати говоря, Лидия Варавка — это тоже очень распространенный образ. Это такая правозащитница, такая неутомимая совесть. При этом она и эротически очень привлекательна. Она красива невероятно. Вообще эротические сцены с Лидией принадлежат к числу самых пронзительных, самых сильных страниц «Жизни Клима Самгина». Другое дело, что Клим Самгин выступает там тоже в функции служебной. Он, в сущности, вообще не герой этого романа. Он только фигура, его связывающая.

А то, что Марина Зотова главный персонаж романа — мне кажется, к 3-му тому это становится совершенно очевидно. Дело даже не в том, что она хлыстовская Богородица. Дело в том, что она женщина без цели, без пристанища, без смысла. Она вынужденно одинока. Там нет человека, который мог бы хоть в какой-то степени разделить ее судьбу. Она действительно находится в абсолютно исключительном положении.

Другое дело, что Марина Зотова — это персонаж неоднозначно светлый. В ней есть и своеволие, и безумие. В ее радениях и камланиях тоже, в общем, трудно видеть идеал — это скорее такая форма эротического безумства. Но когда она голая топает ногами на Самгина и кричит ему «Уйди!», это здорово сделано. Да и вообще там есть сцены потрясающие. Вся история Зотовой написана страшно, с очень острым чувством вот этого русского ночного захолустья, хтонического. Это Горький умел.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Почему считается, что две последние части автобиографии Горького: «В мире», «Мои университеты», слабее, чем «Детство»?

Ну потому что их читать труднее, вот и все. Они ещё мрачнее, это и создавалось в очень мрачное время. «Мои университеты» — вообще книга тотального разочарования, в крестьянстве тем более, потому что там речь идет о том, как их там избили в селе, Ромуся и его, народника, за попытку просвещения в этом селе под Казанью… Бывал я Красновидово. Это очень показательная история. Они мрачнее гораздо, эти части. Они отражают разочарование Горького не только в собственной жизни, но и в народе, в крестьянстве, в революции. Они писались в очень тяжелое для него время. 1913 год вообще — время большой депрессии. Поэтому наивно было видеть в них какой-то свет. Тяжело их читать потому, что тяжело читать о страшных…

Как вы относитесь к творчеству Дмитрия Мамина-Сибиряка?

Goalkeeper, дорогой, как собиратель фактов и как описатель новых типажей, то есть, грубо говоря, как такой беллетрист, Мамин-Сибиряк — бесценный автор. Как художник он, конечно, не дотягивает даже до Куприна, не говоря уже про Леонида Андреева. Он хороший честный писатель, один из первых описателей русского капитализма. Когда я тему денег в русской литературе делал темой лекции, я перечитал «Приваловские миллионы», когда-то читанные ещё в университете. Я поразился тому, до какой степени, при всем очаровании этой книги, типажи там бледны и как много там лишнего, и как много там фельетонности.

Вот у Горького, например, та же тема — вырождение купечества во втором поколении — дана гораздо…

Почему вы считаете Фому Гордеева из одноименного романа Горького интеллигентом? Не кажется ли вам, что он просто избалованный богатенький сынок, прикрывающий свою лень красивой болтовней?

Да нет, ну что вы! На самом деле, Гордеев и рад бы строить. Кстати, один из героев, не скажу, «прототипов», но один из героев, заставивших Горького размышлять на эту тему,— это Савва Морозов — человек, который в собственной купеческой среде был абсолютно одинок, который представляет новое поколение русских технократов, но который в результате доведен до самоубийства, потому что его технократические идее не востребованы ни в его семье, ни в его среде, ни в том государстве, которое он хотел бы построить. Но та модернизированная Россия, которую строил Морозов, никому не была нужна; единственная сфера, где у него все получалось — это художественный театр. Совершенно очевидно, что драма интеллигента…

Почему в коллективной монографии «Беломорско-Балтийский канал» слышны голоса только Горького и Зощенко? Действительно ли Зощенко верил в то, что заключённым там дают чай с печеньем? Почему проницательный и принципиальный Зощенко так заблуждался?

Слушайте, образ проницательного и принципиального Зощенко — это вы оставьте для людей невежественных. Зощенко — человек со страшной душевной болезнью, с которой он боролся всю жизнь. Трудно её определить. Тут была и ипохондрия, и приступы чёрной меланхолии, и роковая неуверенность в себе. Он, конечно, не верил, что там дают чай с печеньем, но в то, что там происходит великая перековка, он верил.

Вы правильно упомянули, кстати говоря, Горького. Он, как и Горький, верил в то, что человек должен стать объектом принципиальной перековки, переплавки, потому что изначально проект «Человек» несовершенен. А вот когда он проходит через такие трансформации, которые, скажем, имеются в коммуне…

Почему Владимира Ленина волновала судьба политического деятеля Юлия Мартова?

Да потому что Мартов был одним из его немногих друзей. У Ленина же друзей было очень мало. Вот Цедербаум (он же Мартов) действительно ему нравился по-человечески, был ему симпатичен. Понимаете, очень трудно поверить в то, что Ленину какие-то люди были милы. Вот он там с Зиновьевым был на «ты», как считается, и Зиновьев вместе с ним скрывался в Разливе. Как остроумно сказано у Веллера в «Самоваре»: «На картинах изображается обычно в виде чайника». Он дружил, безусловно, то есть дружеские чувства испытывал к Свердлову, Цедербаум-Мартов нравился ему, по-человечески был ему симпатичен, и не зря Горький эту симпатию отмечал. Кстати, трудно сказать, испытывал ли Ленин симпатию к Горькому.…

Действительно ли в доме Горького была такая солнечная, дружеская атмосфера, описанная в воспоминаниях Ходасевича?

Да никаких там не было, понимаете, сложностей… То есть сложность была, счастья не было. Дом Горького был полон внутренних противоречий, сложных отношений Максима с отцом, сложнейших отношений Горького с Мурой Будберг и Марии Федоровны Андреевой с ее секретарем Крючковым. Горький собирал вокруг себя людей, держал огромный балаган и не мог навести порядка в этом балагане. Повторял одни и те же истории за столом, очаровывал новых людей, на всех зарабатывал, всех кормил. То есть зарабатывал не на всех, а для всех. Все чувствовали себя обязанными ему.

Нет, я не очень люблю горьковский дом. То, как он описан у Ходасевича… Давайте вспомним, чем это кончилось, каким грандиозным скандалом, когда…

Почему герой «Караморы» Горького кажется распавшейся личностью, воспринимающей жизнь как азартную игру?

Нет, это не распавшаяся личность. И жизнь он воспринимает как игру только потому, что это один из людей модерна, лишенный врожденного нравственного чутья. Он не может испытывать предписанной эмоции.

Это как герой «Постороннего» Камю. Он убивает человека и ничего не чувствует, и не понимает, почему не чувствует. Это новая эпидемия, такое новое поветрие — рождение людей, для которых традиционная мораль ничего не значит. Это трагедия в каком-то смысле. Это трагический персонаж. Но это знамение времени.

И таких было очень много. Если вы прочтете Бориса Савинкова «Конь бледный», вы обратите внимание. Просто Горький лучше писал, меньше кокетничал, меньше любовался собой, а…