Войти на БыковФМ через
Закрыть

Какой лирический герой у нашего времени?

Дмитрий Быков
>100

Ну да, конечно. При этом сейчас Россия в очень невыгодной позиции, но как раз из нее, из поражений она привыкла извлекать самые шедевральные тексты. Потому что и «Слово о полку Игореве», и, рискну сказать, «Бородино»… Ведь в военном смысле – это не победы. Это опыт осмысления тяжелого поражения, из которого литература сумела сделать моральную победу. Иначе это интерпретировать нельзя.

Каким может быть этот герой нашего времени? Отчасти прав Дмитрий Губин – человек с несомненным литературным вкусом: эти герои предсказаны романом Болмата «Сами по себе». Это такие носимые ветром граждане мира, такие универсальные космополиты, которые засыпаются в Швейцарии, а просыпаются в Африке, следующее утро встречают в Америке. Это такие типажи. Я бы сказал, что это такой новый Рудин, умирающий на чужих баррикадах. Дело в том, что Россия сейчас живет в рассеянии. По крайней мере, та Россия, о которой стоит говорить. Не та, которая одурманена пропагандой и помешана на ненависти, а та Россия, которая ассоциируется с духовной жизнью своего народа. Эта Россия сейчас носима ветром, она действительно, подобно Рудину, умирает на чужих баррикадах. Самое трагическое в том, что ад следует за ней. Куда бы ни приехал современный россиянин, он что-то с собой приносит или за ним что-то наползает.

Как человек, эмигрирующий из Хармонта, везет за собой разнообразные приключения (как у Стругацких), за россиянином следует энергия распада. Куда бы ни приехал россиянин, там начинается или агрессия, или гражданская война. Мир и в целом стал неспокойным местом, а в неспокойные времена быть изгнанником (то есть куда бы ты ни приехал, тебя догонит ад), – это состояние было предсказано мной в «Эвакуаторе». Он, кстати, оказался наиболее предсказательной книжкой. Я помню, когда его писал, Ирке Лукьяновой все время говорил: «Надо бежать, надо ехать», а она мне однажды сказала: «Хорошо, представь, что ты приедешь, а там все то же самое».

И вот эта мысль меня спровоцировала на следующее: куда бы ни бежали Катька (главная героиня) со своим эвакуатором, куда бы они ни пытались приземлиться, их встречает ад. Ад следует за ним. Отчасти потому, что они этот ад носят в себе. И для меня современный россиянин, герой нашего времени – это эвакуатор. И давно уже так. Эвакуатор, который, куда бы он ни эвакуировался, обретает себя на чужой земле. Ну и как вариант – это Рудин тургеневский, который умирает на чужих баррикадах за неимением своих. Ему в России не за что умереть, он не хочет умирать на чужой войне, не хочет умирать за мачеху, которая требует только смерти и не признает своей ответственности ни за что. Но ему было бы интересно поучаствовать в чужой войне. Потому что в ней, возможно, защищают его ценности, как на французских баррикадах защищают ценности Рудина. Такой роман я бы почитал с интересом. 

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Кого бы вы назвали вашей любимой зарубежной актрисой?

Знаете, может быть, Жирардо… Тут, понимаете, поневоле начинаешь искать какой-то идеал внешности. Я не знаю, Бриджит Бардо в молодости, времен «Бог создал женщину». Или, может быть, я обожаю всех красавиц европейского кино 70-х годов, но я не могу же я сказать, что моя любимая актриса – Джулия Кристи или Сильвия Кристель. Хотя так совпало, что они ближе всего к моему идеалу женской красоты.

Из нынешних… Понимаете, в русском кино у меня есть четкий идеал женской красоты, это все понятно. Это Вера Глаголева. Я когда ее видел, у меня всегда дух перехватывало. Я никогда не мог смотреть на нее просто как на человека, она всегда была для меня таким божеством. Из ныне живущих зарубежных актрис мой…

Поступали ли вам предложения об экранизации «Июня»?

Нет, а как его можно вообще экранизировать. У меня есть ощущение, что «Июнь» — это такой роман из которого в принципе не получится фильм. У меня есть, по большому счету, только один роман, который я хотел бы видеть фильмом,— это «Эвакуатор», я писал его как сценарий. Можно при желании, наверное (но это нужно сильное желание нескольких сторон), сделать полную экранизацию «Остромова», но там проблема в том, что нельзя ни одной линией пожертвовать. Для меня это важная вещь именно потому, что это не роман о масонском кружке. Для меня это роман про Даню Галицкого, про его инициацию. Хотя когда у меня было предложение по экранизации «Остромова», мне предложили написать как раз такой байопик об этом великом…

Почему вы хвалите писателей, искавших новые формы, а сами не используя в своих произведениях довольно традиционное повествование?

Ну, «Квартал» не традиционен хотя бы уже потому, что это книга другого жанра — это проживание, а не роман. Вы должны её проживать в процессе её чтения, вы — её главный герой. Вот в этом заключается новаторство. А написана она как раз довольно понятным образом, чтобы вы могли это проживание в мой любимый период — с 15 июля по 15 октября, вот такой ранней осенью,— осуществить. (Может быть, потому, что этот период сейчас соответствует моему самоощущению.) Кстати говоря, спасибо всем, кто присылает трогательные отчёты о прохождении «Квартала», рассказывает о том, как избавился от депрессии, выгодно женился, уехал за границу и нашёл работу. Спасибо, братцы! Я знал, что это действует.

Что касается…

Согласны ли вы с Галиной Юзефович, что Алексей Иванов — «один из самых талантливых писателей, который растрачивает свой потенциал на примитивную коммерческую литературу как, например, «Пищеблок»?

Нет, не растрачивает. Писателю в разное время хочется писать в разной технике. Я помню, как Галина Юзефович спросила меня: «Вы написали сложный роман «Орфография», а после этого почему вы написали такую простую книгу, как «Эвакуатор»?» Я могу одно только сказать: что писатель работает иногда в одной технике, иногда в другой. Сегодня он хочет написать довольно простой научно-фантастический роман или сказку, а завтра у него появляется желание написать эпопею. Как сегодня вы пишете маслом гигантское полотно, а завтра — карандашный этюд.

Поэтому Иванов в разных сферах работает: в фантастике, в исторической прозе, в бытовом реализме сообразно своему настроению. «Пищеблок»,…

Согласны ли вы с мнением Людмилы Вербицкой, что «Войну и мир» Льва Толстого необходимо убрать из школьной программы?

Понимаете, почему я не хочу по большому счёту это комментировать? Потому что, начиная это обсуждать, мы как бы тоже придаём легитимный статус этому высказыванию. Госпожа Вербицкая — в прошлом доверенное лицо Владимира Путина, что характеризует её, на мой взгляд, очень положительно,— она долгое время возглавляла Санкт-Петербургский университет. Вот если бы она в то время сказала что-нибудь подобное, об этом бы стоило говорить. Но сейчас она человек очень далёкий от преподавания, от педагогики, от новейших тенденций в этом вопросе. Я не понимаю, почему мы должны обсуждать мнение непрофессионала, который вообще утратил уже давно контакт с реальностью современной педагогики.

Ну не…