Он был большой поэт, интеллектуал, такой мастер философской лирики. Особенно, я думаю, в начале 70-х. Потом – временное заболачивание, застывающее время; я думаю, это его несколько пригасило. Он в последние годы писал меньше, и это было не так интересно. Он такой последователь, ученик Баратынского. Я не сопоставляю дарования, я говорю о направлении.
У него было одно действительно гениальное стихотворение, которое стало песней:
В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Сережка с Малой Бронной
И Витька с Моховой.
Это то, что стало бернесовским таким любимым текстом. И именно Бернес заставил переписать последнюю строфу. Хотя у Винокурова было лучше:
Пылает свод бездонный,
И ночь шумит листвой
Над тихой Малой Бронной,
Над тихой Моховой.
А он сделал так:
Но помнит мир спасенный,
Мир вечный, мир живой
Сережку с Малой Бронной
И Витьку с Моховой.
Хотя там было страшнее, там было сильнее. Винокуров печатал в своем варианте, авторском. Я вообще очень любил ранние стихи Винокурова – и военные, и послевоенные. У него были замечательные произведения.
Понимаете, в чем дело? Для поэта очень гибельно, когда время засахаривается, останавливается. Вот тогда ему трудно преодолевать эту инерцию, и вряд ли ему самому можно это сделать, без помощи эпохи.