Войти на БыковФМ через
Закрыть

Какие недопонимания на Западе вызывает понятие «российский страх»?

Дмитрий Быков
>100

Дело в том, что страх русский, трепет этот не очень понятен. Он мне и самому не очень понятен. Откуда в России такой всеохватный страх тюрьмы? 

В интернете гулял текст, где директор рассказывал, что надо пойти убивать детей. «И почему вы не отказались?» «Я отказалась». «И что он тогда сделал?» «Тогда он нахмурил брови, и я пошла».

Откуда этот панический страх перед начальством? Почему при столкновении с военной силой не боятся: «Смело входили в чужие столицы, но возвращались в страхе в свою».  Этого не боятся. Как это объяснить? Это Бродский сформулировал очень точно.

Помните, в «Белорусском вокзале» герой говорит? «На фронте не боялся, а начальника боюсь». Как это объяснить? Почему начальственный окрик или любая репрессивная мера, или обыск так в России тотально влияют? Потому ли, что это место, где с тобой могут сделать все? Потому ли, что это ад действительно? Потому что хуже русской тюрьмы действительно трудно что-то представить.

Потому ли, что это полностью зачеркивает твою жизнь и делает тебя добычей каких-то сил, абсолютно лишенным тормозом? Потому ли, что это царство бесчеловечности, расчеловечивания, какая-то, действительно, оркляндия. Трудно понять. Я думаю, что вне России этот страх непонятен, потому что русский человек не имеет прав. Не помню, кто из мыслителей сказал, что «права человека» – это оксюморон. У человека не может быть никаких прав, кроме права умереть, да и оно и то под вопросов. 

Я думаю, что уровень бесправия русского человека на Западе непредставим. Сколько бы я ни рассказывал американским студентам, они спрашивали: «Ну почему же они не протестовали?», «Почему же после увольнений диссиденты не подавали в суд?», «Почему их коллеги не выходили на улицы?» Представить себе, что в России нет суда, что в России нет по-настоящему корпоративной солидарности (любые коллеги пасуют и робеют), представить себе, что в России нет профсоюзов и не может быть, – поди кому-нибудь объясни.

Вот этого они не понимают: они не понимают, как можно быть настолько бесправными и находить в этом величие. Потому что бесправие – это такое состояние, когда ты стоишь перед лицом бога-отца, а он не удостаивает тебя мотивации, мотивировки своих решений.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Как вы относитесь к высказыванию, что городская среда и архитектура формируют человека и общество?

Не верю в это. Я помню замечательную фразу Валерия Попова о том, что когда ты идешь среди ленинградской классической архитектуры, ты понимаешь свое место, ты знаешь его. Справедливо. Но знаю я и то, что никакая архитектура, к сожалению, не способна создать для человека культурную, воспитывающую его среду. В Европе все с архитектурой очень неплохо обстояло: и в Кельне, и в Мюнхене, и никого это не остановило. И в Австро-Венгрии, в Вене, неплохо все обстояло. И все это уничтожено. И Дрезден, пока его не разбомбили, был вполне себе красивый город. Я не думаю, что городская среда формирует. Формирует контекст, в котором ты живешь.

Другое дело, что, действительно, прямые улицы Петербурга как-то…

Почему не меняется режим в Северной Корее не меняется, ведь после демократизации и слияния с югом людям откроются колоссальные возможности?

По двум причинам. Во-первых, Кимы – это правящая династия, которая очень жестко схватила страну в когти, и разжимать ее не собирается. А во-вторых (как я себе это объясняю), там огромное количество народу, который на передовых позициях, на передовых рубежах, на лучших должностях сидит без достаточных на то оснований. Это люди неталантливые, люди неконкурентные. Та же самая история была, кстати, в разделенной Германии. В восточной Германии было очень много людей, которые вознеслись за счет подлости, мерзости и выслуживания перед режимом. Конечно, никакой конкуренции они бы не выдержали. Для них решенное без их участия объединение Германии было трагедией. Очень многие продолжали…

Не могли бы вы рассказать о Владимире Краковском? Правда ли, что автор преследовался КГБ и потом толком ничего не писал?

Краковский, во-первых, написал после этого довольно много. Прожил, если мне память не изменяет, до 2017 года. Он довольно известный писатель. Начинал он с таких классических молодежных повестей, как бы «младший шестидесятник». Их пристанищем стала «Юность», которая посильно продолжала аксеновские традиции, но уже без Аксенова. У Краковского была экранизированная, молодежная, очень стебная повесть «Какая у вас улыбка». Было несколько повестей для научной молодежи. Потом он написал «День творения» – роман, который не столько за крамолу, сколько за формальную изощренность получил звездюлей в советской прессе. Но очень быстро настала Перестройка. Краковский во Владимире жил,…

В каком возрасте и как вы узнали о сталинских репрессиях и красном терроре?

Когда я впервые узнал. У вас дома есть рано научившийся читать ребенок, к тому же этот ребенок часто болеет и в школу не ходит (а я до удаления гланд болел ангинами довольно часто и даже бывал на домашнем обучении по несколько месяцев). Это кончилось, гланды мы выдрали, и я даже стал слишком здоров. Но было время, когда я проводил дома очень много времени и все это время читал. Слава богу, библиотека у матери была огромная, собранная за долгие годы, начиная с первой покупки Брюсова на первую стипендию и кончая огромным количеством книг, унаследованных из далеких времен – из бабушкиной, из прабабушкиной коллекций (типа «Голубой цапли»). Многое утратилось при переездах, но многое было.

Так вот,…

Почему, несмотря на то, что ГУЛАГ детально описан, он до сих пор не отрефлексирован?

Люблю цитировать (а Шолохов еще больше любил это цитировать): «Дело забывчиво, а тело заплывчиво». Он не был отрефлексирован, потому что огромное количество людей радовалось ГУЛАГу. Нет большей радости для раба, чем порка другого раба или даже его убийство.

Слепакова в поэме «Гамлет, император всероссийский» (это поэма о Павле Первом, определение Герцена, вынесенное ею в заглавие): «Из тела жизнь, как женщина из дома, насильно отнята у одного, она милей становится другому». Замечательная плотность мысли. Да, это действительно так. И для раба нет больше радости, чем ссылка, тюрьма или казнь другого раба, а иногда – надсмотрщика. Об этом тоже позаботились. Иными…