Знаете, этот вопрос задают всегда. Но в мире Толстого нет плохих и хороших людей. Это мир такой ветхозаветный, там другие добродетели. А Соня — плохой человек или хороший? А Наташа Ростова — плохой человек или хороший? А Нехлюдов, а Катюша? Он одних любит, других не любит, но мы же любим человека не за то, что он хороший. Если б мы любили только хороших, давно бы зло исчезло, потому что перестало бы размножаться. А мы любим мерзавцев очаровательных.
Как сказала когда-то мне в интервью Оксана Акиньшина: «Все любят красавцев, а я — чудовищ. Красавцев много, а чудовище одно». Да, и правильно. И я это люблю. «Люблю подонков»,— она сказала. Да, и все любят подонков. Но все честно признаются. Что касается Каренина. Каренин — это противный персонаж, безусловно. Потому что, задумав осудить Анну, Лев Толстой все-таки стал смотреть на мир глазами Анны. И это неизбежно для большого художника. Это не перевоплощение, это метод такой. Но не будем забывать и того, что главное в мире Льва Толстого преступление, главная недобродетель — это отсутствие чувства жизни, абстрактность, умозрительность. А вот Каренин так и живет. Каренин — это умозрительный человек, человек умозрений. И живой жизни он не чувствует, поэтому он проигрывает. Поэтому жизнь, Анна, уходит от него. Понимаете, попытки оседлать реальность, они этим чиновникам никогда не удаются. И уход Анны — это провал всех этих абстрактных, умозрительных реформ 60-х годов. И поэтому кризис опять разрешается войной, потому что больше его нечем разрешить. Вот это делает «Анну Каренину» великим политическим романом.