Это тот вопрос, на который страшно трудно ответить. Ася Климанова — девочка, страдавшая аутизмом, автор нескольких поразительных стихов и одного автобиографического рассказа, действительно, рано умершая. Понимаете, я понимаю пафос людей, которые хотят в её стихах увидеть гениальность. Я вижу там, к сожалению, не гениальность. Вижу я там потрясающую хронику преодоления болезни, это безусловно есть. Талант, задатки. Но, понимаете, для меня важна история творческого подвига, и для меня её стихи неотрывны от её биографии. Видеть там те глубины, которые видят толкователи, я отказываюсь. Для меня это история бесконечно трогательная, печальная, трагическая — история больного ребенка, который вопреки своей болезни спасался творчеством. Но видеть в этом самоценный литературный факт я не могу. Это, видимо, моя какая-то особенность такая.
Понимаете, живопись Тулуз-Лотрека, его графика, его плакаты — безусловно, великий факт искусства вне зависимости от того, что Тулуз-Лотрек страдал врожденным генетическим заболеванием, был ростом метр двадцать, постоянно падал и ломал себе кости. Это не факт его биографии. И я вообще, глядя на картины Тулуз-Лотрека, мог бы его представить каким угодно, а не этим героическим, как он сам себя называл, карликом. Для меня Тулуз-Лотрек — это факт именно гениального искусства вне зависимости от биографии. Здесь, мне кажется, биография играет очень существенную роль, и вне биографии, вне её контекста эти стихи рассматривать невозможно. Это не говорит об их низком художественном качестве, это говорит об их специфике. Специфика совершенно очевидная.