Если говорить в самом общем виде, то трагедия Рембо как раз и заключалась в трагедии Парижской коммуны. Если бы русская революция не состоялась в 1917 году, Маяковский замолчал бы, я в этом абсолютно убежден. Это сравнение не мне принадлежит, Елена Шварц говорила: «Если бы Маяковский застрелился в 1915 году, у нас был бы русский Рембо». Нет, у нас есть гениальные Маяковского и послереволюционные. Но дело в том, что после коммуны для Рембо наступило такое отчаяние и такой бесперспективняк в самом буквальном смысле. Не потому что это социальная драма, а потому что это была экзистенциальная драма. Потому что на его глазах совершилось злодейство, причем злодейство со всех сторон. Его мир кончился.
Попыткой как-то искупить, срастить французскую историю была церковь Сакре-Кер; такой, если угодно, монумент национальному единению, памятник святому сердцу, молитва Богородице о том, чтобы она отпустила эти грехи, но я боюсь, что во время коммуны сломалось что-то необратимо. И я думаю, что уже у Золя в «Разгроме» тоже чувствуется, что тоже что-то кончилось, что-то страшное. И французская катастрофа двадцатого века, катастрофа сорокового года уже была очевидна, боюсь что — не после наполеоновских войн, а точно после коммуны. Ну и катастрофа Рембо — это катастрофа поэта, которому некуда расти.