Да нет, что вы! Понимаете, стихи – не для узкого круга. Они для людей, настроенных на эту волну. Это круг довольно широкий, но для того, чтобы читать и понимать стихи, все равно нужно обладать каким-то талантом читателя. Это все равно дело не для всех. Это может быть музыкальность какая-то, особенная чуткость, эмпатия – назовите, как хотите. Но чтение и понимание стихов требует определенной подготовки. Не так вот, что вы подошли, открыли с любого места и пошло. Нужен навык, нужно уважение к поэту. Это определенная работа.
Многие люди справедливо говорят, что понимать хорошую прозу еще труднее: в прозе ритм тоньше, он не так уловим. Я согласен с тем, что проза, может быть, высший род искусства. Если в ней есть концентрация мысли, и при этом она тоже работает и со звуком, и с ритмом. Это все так. Но читателей прозы в мире больше, безусловно. Потому что чтобы читать стихи, надо воспринимать те довольно специфические эмоции, которые для стихов критически важны. Не о всякой эмоции можно написать стихи. Есть эмоции поэтические, есть – непоэтические. Точно так же, как мы в курсе в Барде разбирали специфические триллерные эмоции – например, чувство любви и страха, любви и омерзения. Те чувства, которые семья вампира испытывает к вампиру. Или такое братство в отверженности – то, что испытывают друг к другу прокаженные; то, что испытывают друг к другу вампиры.
Триллерная эмоция, как правило, мрачна. Потому что эмоции, испытываемые человеком, если они плодотворны и креативны, – это, как правило, эмоции непростые, неоднозначные. Триллер рождает целую сферу таких гибридов – отвращение с надеждой, отвращение со страданием, даже отвращение с восхищением. В основе готики лежит пессимистический взгляд на вещи, мрачный взгляд. Готика – это как бы минус, поставленный перед скобками. Мир лежит во зле, мир нельзя спасти, мир движется к быстрому финалу. Антиутопия – это готический жанр. Готика не предполагает жизнерадостного взгляда на вещи. Если вы жизнерадостный человек, то вы с большой долей вероятности просто не сможете написать триллер. Или этот триллер будет не готическим, а приключенческим. Совсем другой коленкор. Но если вы претендуете на то, чтобы описать страшное, у вас должен быть тяжелый, обсессивный, мрачный взгляд на вещи. И лучше бы какое-нибудь обсессивно-компульсивное, пограничное расстройство.