Насчет инфантилизма, возвращения в детство. Многие писали, было блестяще эссе Владимира Новикова «Детский мир» об инфантильной природе тоталитаризма. Это все интересно, но это не очень, понимаете, не вполне соответствует замыслу, я думаю, Толкиена и Носова. Правильнее оценил его БГ: «Героические деяния приходится совершать негероическим людям». Маленький человек вынужден стать большим, да? Маленький человек вынужден стать сверхчеловеком. Об этом, кстати, у Рождественского было плохое стихотворение, но характерное — «На Земле безжалостно маленькой». Но это не важно. Если говорить… Ну а почему плохое? Такое трогательное по-своему стихотворение.
Тут в чем проблема? Инфантилизм XX века — это парадоксальный и неправильный ответ на вызовы века XIX. Ведь ждали сверхчеловека, ждали не тоталитаризма, не массовой культуры, не трэша, не быдлизации, не фашизма; ждали решительного прыжка. Его продолжают ждать и сейчас. «XX век скомпрометировал ответы, но не снял вопросы»,— сказал Аверинцев. Кстати говоря, вот в этом финале спектакля Юрского мне увиделся отсыл… Ну, там выбегают два явных азиата. Показался мне там отсыл к идеям Владимира Соловьева, который тоже верил, что наступает век Китая: «Панмонголизм! Хоть имя дико, но мне ласкает слух оно». Европа не справилась, Европа предала христианство, огосударствив его, и за это теперь: «И желтым детям на забаву даны клочки твоих знамен». Эта же мысль вдохновляла Блока в скифстве, хотя он несколько ее, так сказать, и иначе повернул. Да, мне кажется, что вот с Востока Lux, некоторый Ex Oriente может прийти, свет с Востока не исключен. Хотя есть варианты. Просто я не стал бы абсолютизировать это, но ожидания, обратите внимание, те же самые.
Да, фашизм — это не то, чего ждал XIX век, но от этого ожидания XIX века не перестают быть актуальными. Тоска по сверхчеловеку и эволюционному скачку — она неизбежна. Просто это произойдет немного иначе. Это произойдет не путем торжества массового человека. Это произойдет, наверное, путем разделения, как это ни ужасно, путем диверсификации.
Вот я с Николаем Караевым собираюсь делать большой диалог на эту тему. Он писал, что идея разделения человечества на несколько видов представляется ему фашистской. Я слышал часто этот упрек. Но разделение собак на разные породы ведь мы не называем фашистским. Видимо, массовый человек останется одной веткой эволюции, а противостоящий немассовый человек просто исчезнет с поля его зрения, с его радаров — что будет спасительно.