Войти на БыковФМ через
Закрыть

Элен Кей назвала XX век — веком ребенка. Можно ли считать события этого столетия следствием массового инфантилизма?

Дмитрий Быков
>100

Насчет инфантилизма, возвращения в детство. Многие писали, было блестяще эссе Владимира Новикова «Детский мир» об инфантильной природе тоталитаризма. Это все интересно, но это не очень, понимаете, не вполне соответствует замыслу, я думаю, Толкиена и Носова. Правильнее оценил его БГ: «Героические деяния приходится совершать негероическим людям». Маленький человек вынужден стать большим, да? Маленький человек вынужден стать сверхчеловеком. Об этом, кстати, у Рождественского было плохое стихотворение, но характерное — «На Земле безжалостно маленькой». Но это не важно. Если говорить… Ну а почему плохое? Такое трогательное по-своему стихотворение.

Тут в чем проблема? Инфантилизм XX века — это парадоксальный и неправильный ответ на вызовы века XIX. Ведь ждали сверхчеловека, ждали не тоталитаризма, не массовой культуры, не трэша, не быдлизации, не фашизма; ждали решительного прыжка. Его продолжают ждать и сейчас. «XX век скомпрометировал ответы, но не снял вопросы»,— сказал Аверинцев. Кстати говоря, вот в этом финале спектакля Юрского мне увиделся отсыл… Ну, там выбегают два явных азиата. Показался мне там отсыл к идеям Владимира Соловьева, который тоже верил, что наступает век Китая: «Панмонголизм! Хоть имя дико, но мне ласкает слух оно». Европа не справилась, Европа предала христианство, огосударствив его, и за это теперь: «И желтым детям на забаву даны клочки твоих знамен». Эта же мысль вдохновляла Блока в скифстве, хотя он несколько ее, так сказать, и иначе повернул. Да, мне кажется, что вот с Востока Lux, некоторый Ex Oriente может прийти, свет с Востока не исключен. Хотя есть варианты. Просто я не стал бы абсолютизировать это, но ожидания, обратите внимание, те же самые.

Да, фашизм — это не то, чего ждал XIX век, но от этого ожидания XIX века не перестают быть актуальными. Тоска по сверхчеловеку и эволюционному скачку — она неизбежна. Просто это произойдет немного иначе. Это произойдет не путем торжества массового человека. Это произойдет, наверное, путем разделения, как это ни ужасно, путем диверсификации.

Вот я с Николаем Караевым собираюсь делать большой диалог на эту тему. Он писал, что идея разделения человечества на несколько видов представляется ему фашистской. Я слышал часто этот упрек. Но разделение собак на разные породы ведь мы не называем фашистским. Видимо, массовый человек останется одной веткой эволюции, а противостоящий немассовый человек просто исчезнет с поля его зрения, с его радаров — что будет спасительно.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Что вы думаете о сборнике перевода Бальмонта «Зовы древности»? Кто еще переводил древнюю литературу?

Лучшими переводами считаются переводы Шилейко, все-таки. Конкретно Бальмонта как переводчика я оценивать не могу. Тэффи ставила под сомнение знание им каких-либо языков. Однажды, когда он разглагольствовал о том, что не знает «языка зулю», она его спросила, как по-фински будет «четырнадцать». И он не вспомнил, не знал.

Я думаю, что Бальмонт, будучи очень большим поэтом, по-настоящему большим (что хотите, а Бальмонт большой поэт, настоящий), переводил по слуху, чувствуя каким-то вкусом своим, каким-то языковым до-знанием интонацию подлинника. Во всяком случае, грузинские мнения – а я бы недавно в Тбилиси – о его переводах довольно высоки. Он не буквалист. А вот что касается…

Мог бы Александр Пушкин стать религиозным поэтом? Развивалась ли религиозная поэзия в XIX века?

Конечно, развивалось. Дело в том, что религиозная поэзия, как и богословие, они в России начались очень поздно. Первое русское религиозное поэтическое произведение — это ода «Бог» Державина (именно богословская, именно религиозная), там уточняются понятия, там вырабатывается словарь. У Пушкина каменноостровский цикл 1836 года — это, конечно, цикл, на 90 процентов состоящий из стихов или написанных на религиозном материале, на библейском материале просто, или ставящих религиозную проблематику… Вот «Подражание Корану» — нет, это стилизация. В 1836 году Пушкин вплотную подходит к экзистенциальным главным проблемам — к проблемам религии и философии. «Он только что расцветал, он только…

Может ли быть Поэт R-13 из романа «Мы» Евгения Замятина отсылкой к Владимиру Маяковскому?

Нет, не думаю. Видите, отношение Замятина к Маяковскому — сложная тема. Маяковский по отношению к Замятину повел себя очень плохо — он поучаствовал словом и делом в травле Пильняка и Замятина. То есть он… Ну, вы помните, когда в двадцать девятом году за публикацию «Мы» и «Красного дерева» за границей на них обрушились все писательские организации. Но тогда это было ещё вегетарианское сравнительно время, и ничего им не было. Пильняк был репрессирован восемь лет спустя. А Замятина даже, может быть, за большевистское прошлое отпустили за границу, как-то обошлось. Он все равно умер в тридцать седьмом, но от грудной жабы.

А вот как относился Замятин к Маяку, к Маяковскому — это довольно сложная…

Как вы думаете, «Петербург» Белого — это превознесение города сверхчеловека (Петра I) или наоборот, преодоление петровского мифа?

Трудно сказать. Я никогда не задавался этим вопросом. Совершенно точно, что это не преодоление петровского мифа. Скажем иначе: это ни то, ни другое, а это попытка синтеза. Ведь неслучайно этот роман — вторая часть трилогии «Восток или Запад», третья часть которой оказалась не дописана. Первая часть — «Серебряный голубь» — такой апофеоз Востока, иррациональных верований, сектантства. А «Петербург» — это конфликт Востока и Запада, где Аблеухов с его татарскими корнями и с его татарским представлением о государственности сталкивается с представлением европейским. Там же отец — европеец, а сын — азиат. Вот такое страшное противопоставление: Николай Аполлонович противостоит Аполлону…

Что вы думаете об идее евразийской сверхдержавы Александра Дугина? Должен ли автор отвечать за пролитую кровь как результат воплощения его идей?

Видите ли, это вопрос скользкий (скользкий, как кровь пролитая). А Христос должен отвечать за костры инквизиции?— спросите вы. Другое дело, что человечество любую, даже самую гуманную идею способно превратить в костры. Я не думаю, что Дугин как идеолог должен отвечать за тех, кто ему поверил, но вот Дугин как конкретный пропагандист конкретной войны, пишущий об этом, отвечать, конечно, должен.

Что касается евразийства. Евразийство — это такой псевдоним. (Ну, как бы так сделать, чтобы они опять не обиделись? Да чего, собственно, их бояться-то особо?) Это такой псевдоним крайне реакционного, крайне архаического учения, в котором что-то есть. Ну, тут надо уточнять термины. А что такое…