Это довольно трудный вопрос. Был ли это всплеском оккультизма только? По крайней мере, в Российской Империи это было и религиозным возрождением. А насчет всплеска оккультизма в 70-е – это было, скорее, грязной пеной, возникшей вокруг еще одного русского религиозного возрождения, представителями которого были Аверинцев, Желудков, Мень. Великие богословы и проповедники. Грязная пена всплывает вокруг всякого явления.
Андрей Синявский мне как-то сказал, что пошлость лучше, чем снобизм. Снобизм, как он сформулировал, это попытка воспарить без достаточных на то оснований. А пошлость – вещь естественная и здоровая, пошлость – это так же естественно, как тень, отбрасываемая предметом. Есть пошлость марксистская, а есть пошлость христианская. Я дословно запомнил его формулировку.
Тень, отбрасываемая предметом, в данном случае оккультизм. Понимаете, есть духовная жажда и есть запрос на великую культуру и на ренессанс религиозной идеи, религиозного чувства. Но вместе с этим религиозным чувством приходят новые идеи, попытки удовлетворить этот запрос. Приходит культ йоги, Рерихов, разнообразных сект, разнообразной «оккультятины». Высоцкий был замечательным летописцем этого – увлечением передачей «Очевидное – невероятное» и другими таинствами. Это, в общем, нормальная, здоровая реакция малообразованных людей на высокий интеллектуальный запрос. Понимаете, люди не всегда понимают, что от них требуется духовный скачок. Но то, что в мир вошло непонятное; то, что в мир вошло нечто из того, что мы все проснулись в новой вселенной (в кафкианской, в беккетовской, но явно в другой), – это в мире ощущается. Это витает, это витало и в 1914 году, и это витало в 70-е годы. Ответом масскульта на это тогда были интерес к культам и тайнам. А что касается 70-х годов, то это были поиски псевдодуховности или совершенно отвязной конспирологии, в центре которой всегда были евреи.
Конспирология, как мне представляется (это мне одна очень умная девушка на моем семинаре по эстетике триллера сказала, то есть представление о всемирном заговоре, скорее всего, верно. Заговор, скорее всего, существует. Но, помните, как говорил Пелевин: «Заговор существует, только проблема в том, что в него вовлечено все население России».
Но если говорить серьезно, то теория всемирного заговора – именно ответ примитивного сознания, которое не способно к религиозному прорыву. Но прорыв этот происходит, он назрел. Однако прорыв – это удел Трубецкого, Булгакова, может быть, в какой-то степени Розанова, в значительной степени Флоренского, которому тоже иногда случалось соскальзывать в антисемитскую конспирологию, потому что «Осязательное и обонятельное отношение евреев к крови» написано, вообще-то, Розановым совместно с Флоренским. И мученическая судьба Павла Флоренского, при всем величии его разума (я считаю, что это величайший религиозный мыслитель), не отменяет отдельных его ошибок.
Вообще, любая конспирология – это свидетельство низменного ума. Точно так же, как оккультизм, о котором Мандельштам писал как о теплой фуфайке для больных, для слабаков духовных. Но он под этой фуфайкой прежде всего имел Штайнера и его идеи антропософии. Тут меня некоторые люди ругают за то, что я Штайнера недооцениваю и недопонимаю, но я действительно считаю, что Штайнер – это фигура класса Блаватской. Как великий фантазер и провидец он, может быть, заслуживает интереса, но в целом все это сектантство и чудовищная демагогия. Простите.