Войти на БыковФМ через
Закрыть

Чем объясняется всплеск оккультизма в последние годы существования Российской Империи и СССР?

Дмитрий Быков
>100

Это довольно трудный вопрос. Был ли это всплеском оккультизма только? По крайней мере, в Российской Империи это было и религиозным возрождением. А насчет всплеска оккультизма в 70-е – это было, скорее, грязной пеной, возникшей вокруг еще одного русского религиозного возрождения, представителями которого были Аверинцев, Желудков, Мень. Великие богословы и проповедники. Грязная пена всплывает вокруг всякого явления.

Андрей Синявский мне как-то сказал, что пошлость лучше, чем снобизм. Снобизм, как он сформулировал, это попытка воспарить без достаточных на то оснований. А пошлость – вещь естественная и здоровая, пошлость – это так же естественно, как тень, отбрасываемая предметом. Есть пошлость марксистская, а есть пошлость христианская. Я дословно запомнил его формулировку.

Тень, отбрасываемая предметом, в данном случае оккультизм. Понимаете, есть духовная жажда и есть запрос на  великую культуру и на ренессанс религиозной идеи, религиозного чувства. Но вместе с этим религиозным чувством приходят новые идеи, попытки удовлетворить этот запрос. Приходит культ йоги, Рерихов, разнообразных сект, разнообразной «оккультятины». Высоцкий был замечательным летописцем этого – увлечением передачей «Очевидное – невероятное» и другими таинствами. Это, в общем, нормальная, здоровая реакция малообразованных людей на высокий интеллектуальный запрос. Понимаете, люди не всегда понимают, что от них требуется духовный скачок. Но то, что в мир вошло непонятное; то, что в мир вошло нечто из того, что мы все проснулись в новой вселенной (в кафкианской, в беккетовской, но явно в другой), – это в мире ощущается. Это витает, это витало и в 1914 году, и это витало в 70-е годы. Ответом масскульта на это тогда были интерес к культам и тайнам. А что касается 70-х годов, то это были поиски псевдодуховности или совершенно отвязной конспирологии, в центре которой всегда были евреи. 

Конспирология, как мне представляется (это мне одна очень умная девушка на моем семинаре по эстетике триллера сказала, то есть представление о всемирном заговоре, скорее всего, верно. Заговор, скорее всего, существует. Но, помните, как говорил Пелевин: «Заговор существует, только проблема в том, что в него вовлечено все население России». 

Но если говорить серьезно, то теория всемирного заговора – именно ответ примитивного сознания, которое не способно к религиозному прорыву. Но прорыв этот происходит, он назрел. Однако прорыв – это удел Трубецкого, Булгакова, может быть, в какой-то степени Розанова, в значительной степени Флоренского, которому тоже иногда случалось соскальзывать в антисемитскую конспирологию, потому что «Осязательное и обонятельное отношение евреев к крови» написано, вообще-то, Розановым совместно с Флоренским. И мученическая судьба Павла Флоренского, при всем величии его разума (я считаю, что это величайший религиозный мыслитель), не отменяет отдельных его ошибок. 

Вообще, любая конспирология – это свидетельство низменного ума. Точно так же, как оккультизм, о котором Мандельштам писал как о теплой фуфайке для больных, для слабаков духовных. Но он под этой фуфайкой прежде всего имел Штайнера и его идеи антропософии. Тут меня некоторые люди ругают за то, что я Штайнера недооцениваю и недопонимаю, но я действительно считаю, что Штайнер – это фигура класса Блаватской.  Как великий фантазер и провидец он, может быть, заслуживает интереса, но в целом все это сектантство и чудовищная демагогия. Простите.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Почему во время тяжёлых исторических периодов для России растет интерес к оккультизму? Почему в самые сложные моменты русский человек обращается не к Богу, а к псевдо-чародеям?

Не всегда и не все. Дело в том, что интерес к оккультизму вместо интереса к Богу, к самоанализу, даже, может быть, вместо атеизма, в котором есть свои привлекательные стороны, интерес к оккультизму — это шаг назад. Ну, примерно, как интерес к национализму, крови и почве вместо космополитизма, интернационализма, открытости и так далее. Да, переходные эпохи, да, трудные времена — они приводят обычно к некоторой деградации.

Понимаете, Русская революция дала вспышку модерна, но давайте не забывать, что эта вспышка модерна имела быть перед, в предреволюционной ситуации. А в семнадцатом, восемнадцатом, двадцатом годах с великим искусством обстояло трудно. Так же собственно, как и с…

Согласны ли вы, что своим интимным и сентиментальным миром вы похожи на Ивана Дыховичного? Если бы вы снимали свой кинодебют, был бы он таким же, как «Вдох-выдох»?

Нет, ваши ощущения неверны. Я очень любил Дыховичного как человека, очень ценил его как актера, но как режиссера я у него любил только «Копейку». Мне кажется, это единственный его милый и удачный фильм. Моя сентиментальность как-то иначе устроена, моя сексуальность тоже. И «Вдох-выдох» представляется мне картиной неудачной, при выдающихся талантах, режиссерских данных, актерах, которые там участвуют. Дыховичный был очень умный человек. Мое единственное с ним интервью — это была цепочка его афоризмов. Я до сих пор утешаюсь его фразой: «Не бойтесь плагиата: то, что вы задумали, сможете сделать только вы». Если вдуматься, это очень глубоко. И много других у него было замечательных…

Можно ли допустить, что Лев Толстой в повести «Крейцерова соната» солидарен с мыслями старого развратника, убившего девушку и обвиняющего в этом всех кроме себя?

Я не думаю. Я думаю, что Толстой понимал все правильно. Позднышев же не является таким уж сильно отрицательным персонажем. Те ужасы ревности, через которые он прошел, Толстому были слишком знакомы. А впоследствии, 5 лет спустя, ему пришлось пережить запрограммированное. Ситуация влюбленности жены в музыканта, на которую намекала уже и ситуация начала 90-х: Софья Андреевна держала музыкальный салон. Эта ситуация в полный рост развернулась в 1894-1895 годах и была для Толстого очень мучительна. Он возненавидел Танеева. И вот этот «широкий таз музыканта» — это все было или странным образом подмечено ещё в 90-е годы, или предсказано.

Нужно заметить, что главный герой «Крейцеровой…

Прав ли, что Белла Ахмадулина никогда не играла в поддавки с властью?

Ахмадулина никогда к власти не приближалась, это точно. В поддавки с властью… А что, собственно, какие игры она могла вести? Она дружила с диссидентами, помогала диссидентам, тому же Владимову, тому же Войновичу, тому же Высоцкому, который несомненно по статусу своему был диссидентом. Она вступалась за Сахарова, когда писала: «Если нет академиков, готовых его защитить, то вот я, академик Калифорнийской академии искусств». Она не была политическим поэтом, она не очень много ездила за границу, кроме как по приглашениям американских университетов. Она не была таким хитовым гастролером, как Вознесенский или Евтушенко. Кстати говоря, Вознесенский тоже с этой властью почти не играл, у него…

Повлиял ли на Эрику Леонард, автора «Пятидесяти оттенков серого», Корней Чуковский?

Нет, конечно, садомазохистские игры, которые она себе придумывала, имеют происхождение… Это серьезная эротическая литература, опущенная на уровень фанфика. Ведь в серьезной эротической прозе проблема садо-мазо трактуется как проблема социальная, как проблема власти. Даже в «Девяти с половиной неделях» есть история не только о том, как двое изобретательно мучают друг друга. Это история о природе власти и подчинения. Как у Томаса Манна, как у Клауса Манна, как у самого умного из них – Генриха, в «Учителе Гнусе». Это подчинение в стае, подчинение в классе, где преподает Гнус. Оно оборачивается постоянной готовностью вывести это на социальный уровень. Собственно говоря, «Ночной портье»…

Элен Кей назвала XX век — веком ребенка. Можно ли считать события этого столетия следствием массового инфантилизма?

Насчет инфантилизма, возвращения в детство. Многие писали, было блестяще эссе Владимира Новикова «Детский мир» об инфантильной природе тоталитаризма. Это все интересно, но это не очень, понимаете, не вполне соответствует замыслу, я думаю, Толкиена и Носова. Правильнее оценил его БГ: «Героические деяния приходится совершать негероическим людям». Маленький человек вынужден стать большим, да? Маленький человек вынужден стать сверхчеловеком. Об этом, кстати, у Рождественского было плохое стихотворение, но характерное — «На Земле безжалостно маленькой». Но это не важно. Если говорить… Ну а почему плохое? Такое трогательное по-своему стихотворение.

Тут в чем…