Здесь две причины. Я вообще, когда читаю «Старую актрису», я неудержимо реву. И первый раз, читая его под дождем, помню, ревел, как этот же дождь. Для меня «Старая актриса» — одно из лучших стихотворений Заболоцкого. Две причины, по которым Ахматова его не любила. Во-первых, Ахматова самого Заболоцкого недолюбливала. Да и было за что, ведь это не кто иной, как он заявлял периодически: «Курица не птица, баба не поэт». Конечно, мизогиния, свойственная обэриутам в целом, была, скорее, игровой, потому что именно Заболоцкому принадлежат мучительные стихи о жене.
Но коль ты хлопочешь о деле,
О благе, о счастье людей,
Как мог ты не видеть доселе
Сокровища жизни своей?
Но все равно, конечно, Ахматова не могла ему простить некоторых его высказываний. Вторая причина — Ахматова обладала таким центропупизмом, благородным и по-своему трогательным. Она не могла рассматривать стихи в отрыве от их возможного адресата, и ей казалось, что все стихи адресованы ей. Что Пастернак постоянно к ней адресуется и что он делал ей предложение, что Заболоцкий имеет в виду её в «Старой актрисе», что Набоков в «Пнине» пародирует ее, а допустим, не Одоевцеву, против которой и направлена Лиза Боголепова — этот замечательный памфлет. Даже пасквиль, я бы сказал. А Ахматова полагала — как тот же герой Набокова в «Signs and symbols», что все — о ней. И поэтому в «Старой актрисе» она увидела намек на свою жизнь, на то, что «поднимает над миром такие сердца неразумная сила искусства». Что, может быть, девочка, которая живет у нее в подвале — это дочь Пунина Ирина, ну и вообще, что она создала культ своего великого прошлого.
Такие глупости могли приходить ей в голову — человеку страшно затравленному, много повидавшему. Вы знаете, что для нее был праздник, если её не ругали в газете в 1947 году. 1946-1947-й — вообще для нее Голгофа. Но, естественно, это породило определенную деформацию психики. Ей стало казаться, что все самое неприятное и пасквилеобразное пишется против нее. Хотя, конечно, «Старая актриса» — это стихотворение не о ней и вообще не о конкретном человеке. Это стихотворение о неразумной силе искусства, которое знать не хочет морали и не спрашивает о ней. Заболоцкий никогда бы не дошел до того, чтобы писать про Ахматову пасквили. Это совершенно не его.