Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Был ли Владимир Высоцкий противником коммунизма?

Дмитрий Быков
>100

Антикоммунист — это такое догматическое узкое определение, которое никаким образом Высоцкого не исчерпывает. Если говорить более широко, был ли Высоцкий антисоветчиком? Конечно, нет.

И больше вам скажу: для большинства советских людей, для 90%, а может быть, для 99% антисоветизм не был актуальной частью повестки и не был вообще актуален. Потому что советская власть казалась бесконечной. Она не казалась смертной. Поэтому быть антисоветчиком значило отрицать реальность как таковую, значило допускать возможность несоветского существования России. А такую возможность допускали в начале 80-х, в 70-е только фантасты и утописты.

Было совершенно очевидно, что советская власть, во-первых, изнасиловала Россию так жестоко, что стала в каком-то смысле ее частью, ее вторым «я», ее душой, вышибла из нее (а может быть, и просто окончательно добила) то идеологическое народно-самодержавно-православное, что навязывалось России раньше.

Советская власть поначалу пыталась актуализовать творческие силы народа, но очень быстро перешла к политике репрессивной, и всякая народная политическая самодеятельность, всякая народная ответственность за свою судьбу закончилась еще при Ленине.

Поэтому я думаю, что советская власть, так решительно и жестоко занявшая собой всё пространство советской мысли (Синявский писал, что это как огромный кованый сундук, который внесли в маленькое помещение), не казалась чем-то сменяемым. Кстати говоря, она и оказалась в некотором смысле несменяемой. Поэтому антисоветчиков как таковых не было. Были люди, которым активно не нравилось всё происходящее. У таких людей с 1972 года была возможность уехать. Были люди, верящие в возможность косметического ремонта.

Я абсолютно убежден, что Высоцкий был глубоко советским человеком, в отличие, например, от Галича. Причем советским в лучшем понимании этого слова. Не тем, что мы вкладываем в понятие «советский чиновник», «советский бюрократ», «советский лживый деятель культуры» — нет, он был представитель того немногого подлинного, что в народе уцелело.

Неслучайно для него война всегда была источником представлений о народной нравственности. Как в песне «Капитан» — источником представлений об идеальном народе и так далее. Тот самый капитан, который никогда не станет майором, в котором угадывается, кстати, и капитан Миронов («Капитанская дочка») — капитан как символ чести.

Так вот мне представляется, что абсолютно прав Михаил Успенский, который говорил: «Советская власть, как всякий больной в терминальном состоянии, переставала узнавать своих». Например, Галич был для нее абсолютно чужой, изначально — и аристократически чужой, и идеологически чужой, поведенчески чужой. А воспринимался очень долго как свой. Его пытались воспринимать как своего, пытались сделать советским песенником, пытались переубедить, верили в его советские сценарии, пытались награждать грамотой за сценарий про чекистов. Каким-то образом его пытались сделать своим.

А вот Высоцкий, который был абсолютно, однозначно и безусловно глубоко советским человеком, всегда давал советские ответы на каверзные вопросы и верил в возможность улучшить советскую власть, как верило большинство шестидесятников (по крайней мере, в первой половине своей карьеры), воспринимался как чужой. Пугал. Пугал голосом, пугал рыком (побаивались только хрипоты», перефразируя его самого), пугал яркостью.

Он не воспринимался как свой, хотя своим был. И это было для него предметом очень мучительной рефлексии. Потому что он, вообще-то говоря, не чувствовал себя чужаком. И отсюда для него «Охота на волков», вот эта волчья самоидентификация — переломная песня. Я думаю, что он и Шукшин одновременно в конце 60-х, а конкретно в 1969-1970 годах, одновременно осознали, что они тут больше не свои, что их тут не надо. Но нигде больше они себя не мыслили.

И для Высоцкого это, конечно, было колоссальной трагедией — именно то, что при искреннем желании работать для людей, быть частью социума, чтобы везде пускали, чтобы печатали, при его желании печататься в СССР, выступать в СССР, выпускать пластинки в СССР, легально зарабатывать, он всё время отторгался. «И снизу лед, и сверху — маюсь между».

Для Галича его чужеродность, констатация этой чужеродности, исключение его из Союза было, в общем, нормой. Он понимал, что он был чужаком, оказался чужаком и, наконец, пророс в чужаки. То есть не случилось ничего принципиально непредвиденного. Он действительно реализовал свою тайную внутреннюю программу. Он скорее притворялся своим в 50-е, когда он искренне верил, что можно поставить «Матросскую тишину», что именно с этой премьеры может начаться современный театр.

Он действительно в это верил. Но думаю, что после этого (уже в «Генеральной репетиции» это описано вполне понятно) он осознал, что для него здесь никакого пути легальной самореализации нет — только приспособление. Он уже в арбузовской студии, как рассказывал мне Михаил Львовский, воспринимался как пижон и красавец, еврейский Дориан Грей. Он не был свойский.

А вот Высоцкий был. И поэтому мне кажется, он бы воспринял крах советской власти не столько как шанс, сколько как трагедию и как некий путь в тупик. Кстати говоря, в тупик это и завело. Не потому, что советская власть была единственным возможным вариантом, а потому, что стало хуже. Вот так мне это видится.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Как Жеглов из романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» несмотря на отсутствие христологических черт, стал культовым персонажем?

Анекдоты о нем есть, но дело в том, что христологических черт у такого персонажа быть не должно. Видите ли, вся популярность Жеглова была предопределена тем, что его сыграл Высоцкий. Если бы его играл любой другой человек, он был бы совершенно непривлекателен. И в книге он непривлекателен, он показан там глазами Шарапова, который уважает его, но не любит ни секунды. Просто действительно, Говорухин сыграл — и это только в плюс ему — довольно нетрадиционную, довольно неожиданную игру. Он задумал такую художественную провокацию — сделать человека с абсолютно тоталитарным сознанием (тоже типичного силовика) обаятельным, артистичным, еще таким немножко, как говорил сам Высоцкий, «немножко из…

Почему Владимир Высоцкий захотел сыграть слабого персонажа в фильме «Четвертый» Александра Столпера?

Потому что у Высоцкого было не так много возможностей в это время сыграть сильного персонажа, да и самое ужасное, что Высоцкий вынужден был хвататься за любую легитимацию, а там была большая роль. И хотя пьеса Симонова «Четвертый» была явно неудачна, а постановка Столпера совершенно ему не свойственна, слишком условна. И герой был совершенно несвойственный Высоцкому. Для сильного мужчины играть слабака и конформиста — это довольно мучительная задача. И Терехова, сыгравшая там блистательно, и собственно Высоцкий,— они явно не на своем месте.

Но работа с Симоновым — это был пропуск в кино, пропуск в относительно либеральные слои, которые занимали при этом очень высокое положение. Ему,…

Если Высоцкий — улучшенная инкарнация Есенина, не могли бы вы назвать его стихотворения, которые напоминают есенинскую манеру?

Таких стихотворений довольно много. Самое простое — стихотворение «Мой черный человек в костюме сером». А так, в принципе, самое есенинское стихотворение у Высоцкого — это не слишком мной любимые «Кони привередливые», в котором мотивы Есенина звучат quantum satis.

Очень много у него таких мотивов. Особенно в его любовной лирике, которая сочетает восторг и презрение, преклонение и брезгливость. Очень интересно было бы параллельно проанализировать (я недавно как раз в лекции о Высоцком это делал) «Пей со мной, паршивая сука» и «Что же ты, зараза…?»

Вот это дикое сочетание любви и ненависти — более того, ненависти, потому что продолжаешь любить — это одна из…

Испытывал ли Владимир Высоцкий профессиональную ревность к Александру Галичу?

Понимаете, из всех бардов, которые более или менее дружили, я думаю, дальше всех были друг от друга Высоцкий с Галичем. Но вы, не совсем правы, когда говорите, что со стороны Высоцкого это была профессиональная ревность. Конечно, он понимал, что Галич как поэт гораздо выше. Я вообще, знаете, с годами стал считать Галича все-таки равным Окуджаве. Я всегда думал, что Окуджава — гений, а Галич — талант. Нет, они оба были гении — при том, что у Окуджавы был чистый, богоданный дар, а Галич до своей гениальности скорее доработался, но при этом он был, конечно, человек феноменально одаренный.

Как здесь сказать? Видите ли, вот очень точно сказал Михаил Успенский: «Советская власть жестоко…

Высоцкий начал играть для своих, а своими оказались миллионы. Могут ли миллионы быть своими для поэта? Как вы видите своих читателей?

Миллионы должны быть своими для поэта. Потому что поэтическое слово для того так мнемонично, для того так хорошо запоминается (Бродский много об этом говорил), что в отсутствие печатной традиции оно становится всеобщим достоянием. Да, конечно, поэт во многом ориентирован на общественный резонанс. Многих моих, так сказать, бывших коллег это завело в кровавый тупик. Потому что эти ребята, желая резонанса, желая, чтобы их слушала и читала страна, перебежали на сторону худших тенденций во власти. 

Они стали поддерживать войну, кататься по стране с чтением военной лирики (очень плохого качества). Это нормально: когда у тебя нет общественного резонанса, когда твое слово не звучит,…