Войти на БыковФМ через
Закрыть
Лекция
Литература

Анна Ахматова, стихотворение «Меня, как реку…»

Дмитрий Быков
>500

Меня, как реку,
Суровая эпоха повернула.
Мне подменили жизнь. В другое русло,
Мимо другого потекла она,
И я своих не знаю берегов.
О, как я много зрелищ пропустила,
И занавес вздымался без меня
И так же падал. Сколько я друзей
Своих ни разу в жизни не встречала,
И сколько очертаний городов
Из глаз моих могли бы вызвать слезы.
А я один на свете город знаю
И ощупью его во сне найду.
И сколько я стихов не написала,
И тайный хор их бродит вкруг меня
И, может быть, еще когда-нибудь
Меня задушит…
Мне ведомы начала и концы,
И жизнь после конца, и что-то,
О чем теперь не надо вспоминать.
И женщина какая-то мое
Единственное место заняла,
Мое законнейшее имя носит,
Оставивши мне кличку, из которой
Я сделала, пожалуй, всё, что можно.
Я не в свою, увы, могилу лягу.
Но иногда весенний шалый ветер,
Иль сочетанье слов в случайной книге,
Или улыбка чья-то вдруг потянут
Меня в несостоявшуюся жизнь.
В таком году произошло бы то-то,
А в этом – это: ездить, видеть, думать
И вспоминать, и в новую любовь
Входить, как в зеркало, с тупым сознаньем
Измены и еще вчера не бывшей
Морщинкой…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Но если бы откуда-то посмотрела
Я на свою теперешнюю жизнь,
Узнала бы я зависть наконец…

Это гениальное стихотворение, в котором Ахматова, мне кажется, с поразительной откровенностью (она вообще очень пряма с читателем, она с ним никогда не лукавит) рисует вот этот сложный психологический феномен — взгляд эмигранта на свою чудовищную, страшную, во многих отношениях презренную, нищую русскую жизнь. Взгляд с завистью и чувством вины.

Понимаете, наивно говорить, что выбор Ахматовой был ее личным, собственным выбором. Давно известно, по-моему, июльское письмо 1917 года Гумилеву — письмо, в котором у Ахматовой появляется столь несвойственная ей почти заискивающая интонация.

Ну что вы хотите: женщине 28 лет, она в положении полной беспомощности. Россия расколота. Что будет, неизвестно. Она пишет бывшему мужу. Она там говорит: «Как Левушка на тебя становится похож — это даже удивительно». Она очень старается манипулировать им. Это понятно. Она просит найти для нее какую-то возможность отъезда.

Она рассматривала эту возможность. Она мечтала об этом. Когда АнрЕп уехал (или Анреп — тут ставятся разные ударения), она ведь была обижена не на то, что он уехал, а на то, что он уехал без нее.

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.

(но это же не мой добровольный выбор, читается здесь, так получилось)

Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Это хорошая мина при плохой игре. И до некоторой степени вся позиция Ахматовой, вся поэзия Ахматовой — это очень хорошая мина при игре ужасной. Потому что, понимаете, никто не скажет, за кем моральное правота — за тем, кто уехал, или за тем, кто остался.

Я, честно говоря, не вижу ничего особенно хорошего в том, чтобы «быть с моим народом там, где мой народ, к несчастью, был». Такой соблазн есть, но вообще-то быть со своим народом — это сомнительная радость, разделять с ним это. И Ахматова говорит об этом с глубокой скорбью, а не с гордостью.

Не за то, что чистой я осталась,
Словно перед Господом свеча.
Вместе с вами я в ногах валялась
У кровавой куклы палача.

Что в этом, ребята, хорошего? Понимаете, те, которые убежали — они ведь убежали не от родины. Они убежали от тех, кто над родиной глумился и ее насиловал. Может быть, от тех, кто ей желал всяческого добра, но нес-то он ей кровавую смуту и распад.

И есть очень серьезные подозрения (у меня, и не только у меня), что в 1917 году Россия погибла. То, что началось потом, была не Россия. Или, во всяком случае, может быть, Россия взяла потом некий реванш, Но, в сущности, политическая система России уже и к 1916 году была совершенно мертва. А сегодня мы просто черви в трупе этой системы, этого самодержавия. Какое самодержавие в XX веке?! Ребята, вы что, о чем вы говорите? Поэтому-то мы сегодня так и гнием безумно, уже как мистер Вальдемар у Эдгара По.

Для Ахматовой остаться в этой России было во многих отношениях равносильно самоубийству. Она действительно всю жизнь оправдывала свое тогдашнее вынужденное решение. Оправдывала ситуацию, в которой ей некуда было деться из России.

Но подумайте, какова могла бы быть ее жизнь, если бы она оказалась — я не убежден, что именно во Франции, хотя туда, казалось бы, легла дорога, но она могла оказаться и в Британии, где всё могло сложиться далеко не так трагично, как в Париже 1940 года.

Я, кстати, думаю, что она так трагически переживала конец 30-х в Европе, потому что это гибла и ее родина тоже — родина ее духа. «Так вот над погибшим Парижем такая теперь тишина» — это очень страшное стихотворение, «Когда погребают эпоху». И действительно, это была гибель эпохи, а не только Франции и не только Европы. И это было для нее каким-то отпеванием ее собственной судьбы.

Я думаю, что 3 великих поэтических цикла, 3 поэмы-наваждения о конце мира — это оратория Мандельштама «Стихи о неизвестном солдате», переделкинский цикл Пастернака с этой страшной пляской (прежде всего «Вальс с чертовщиной, конечно) и ахматовские стихи, примыкающие к «Поэме без героя».

«Поэму без героя» нельзя рассматривать вне контекста конца 40-х годов, потому что поэма 1940 года о 1913 годе — это поэма о 2-х предвоенных годах. О том, что война приходит как общая расплата за частные грехи. Когда ничему, кроме мировой войны, уже не вернуть людей к какой-то нравственной норме. Потому что они до такой степени пали и в 1913 году, и в 1940, что война просто становится последним и неизбежным следствием этого распада, последней надеждой отрезвиться. Хотя война ни одной проблемы не исцеляет, а все их временно загоняет вглубь, что и показала советская история.

Но что, безусловно, важно, и в чем Ахматова, безусловно, права — вот здесь внимание. Понимаете, она очень откровенно говорит: «Оставивший мне кличку, из которой я сделала, пожалуй, всё, что можно». Она из своей судьбы, во многом нищенской, во многом унизительной, во многом просто страшной и временами стыдной, сделала всё, что можно. Она сумела свой дырявый халат носить как римскую тогу. Она сумела свое падение носить как терновый венец, а может, и как лавровый. И самое удивительное — она действительно сумела из камней, которые в нее брошены, сложить себе высокую башню. «И стройной башней стала западня — высокая среди высоких башен».

Весь урок поэзии и судьбы Ахматовой — это из унижения сделать триумф. Причем она часто преувеличивала это унижение. Лада Панова, кстати, в статье о стихотворении «Клевета» очень наглядно это показывает. Хотя обвинительный уклон этой статьи мне не близок, но это наш давний спор об Ахматовой, и это никоим образом не ставит под сомнение достоинства самого анализа.

Для меня Ахматова — блистательный пример именно того, как можно действительно декорировать свою судьбу и придать царственную осанку нищете. А что остается нищему, кроме как царственно носить рубище, гордо его носить? Она сделала действительно всё, что можно.

Помните, как Степанова, играя обнищавшую, никому не нужную старуху в «Сладкоголосой птице юности», с такой нищей гордостью произносила: «Я принцесса Космонополис!». Надо уметь быть принцессой Космонополис, когда ты старуха с молодым любовником, в крайнем унижении и, в общем, на грани полной брошенности. Это надо уметь. Такая пани Конти из другого мхатовского спектакля «Соло для часов с боем» Заградника.

Видите ли, Ахматову очень легко упрекать в королевственности, в том, что она, по выражению Корнилова, любила похвастаться. В том, что она создавала вокруг себя ахматовку в поздние годы. Ее тщеславие куплено безумной ценой. Но понимаете, Ахматова — это та женщина, в которой любой из нас мог бы рассказать о себе всё. Ахматова, которая прошла через весь апокалипсис ХХ века, поступаясь, когда надо было, и достоинством, и ради сына сочиняя эту чудовищную «Славу миру» — но она и из этого унижения сумела сделать себе порфиру. Понимаете, «порфироносная вдова» — это про нее.

Она всегда с невероятной стойкостью носила все свои язвы и раны как ордена. И именно поэтому она смогла написать «Реквием». Никто из поэтов того времени из унижения писать не мог, а она могла, потому что для нее поза последней среди первых было естественной. Поэтому она имела право в «Реквиеме» сказать о себе «Могу». Я сказала «Могу». Вся ее поэзия — это сплошное акмеистическое «могу», манифестация силы.

Потому что настоящая сила не в том, чтобы прожить счастливую жизнь. В ХХ веке не было счастливых жизней. Разве что у Петра Павленко, и тот помер рано. Счастливая жизнь в XX веке должна быть сделана. И вот здесь, знаете, великая мысль Толстого из «Анны Карениной»: «Смысла в жизни нет, но я властен себе его придумать»,— это говорит Левин в финале. Это последняя строчка романа. «Смысл, которые я волен вложить в нее».

Это главная мысль всякой жизни. Ахматова — да, она всю жизнь провела в позе. Но она сумела эту позу выдумать. Как она говорила: «На то ты и поэт, чтобы придумать достойный псевдоним» (ей не нравилось, что «Роберт Рождественский» не звучит). На то ты и поэт, чтобы придумать позу. На то ты и поэт, чтобы из всех унижений сделать себе пьедестал. И поэтому если бы кто-то из эмиграции поглядел на нее — да, узнали бы они зависть наконец.

И грех сказать, когда мы сегодня жалуемся — это мы жалуемся от зависти. Потому что так, как Ахматова, мы не умеем. А как мы умеем — это уж как Бог даст. Ладно, в общем, желаю вам сделать из себя достойную статую.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Чью биографию Николая Некрасова вы бы посоветовали?

Книга Скатова очень хорошая, но лучшая биография Некрасова – это «Рыцарь на час», то есть автобиография. Или, если брать прозу, то это «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Он начал писать в 40-е годы автобиографический роман. У Некрасова вообще было два неосуществленных великих замысла: автобиографический прозаический роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» и неоконченная великолепная по эскизам драма в стихах «Медвежья охота», где он выносит приговор поколению и где медвежья охота вырастает до такого масштабного символа. Только у Тендрякова в рассказе «Охота» она была так же интерпретирована. Такая охота на своих, потрава.

Про Некрасова мог написать только Некрасов.…

Не кажется ли вам, что в «Записках об Анне Ахматовой» Лидии Чуковской слишком много самой Чуковской?

Меня вообще спрашивать о прозе Лидии Чуковской в достаточной степени бессмысленно и даже опасно, потому что при полном признании её огромного таланта и при большой симпатии к её взглядам и судьбе, я не принимаю главного — не принимаю её позиции Немезиды. «Немезида-Чуковская» называла её Габбе, и называла, наверное, не зря. Потому что для меня Лидия Корнеевна — это образец человека, который готов нести поэта на руках, пока он идёт на Голгофу, но стоит ему ступить шаг в сторону, как тут же она обрушивает на него своё презрение.

Что касается Ахматовой. Ну, Анна Андреевна была не пряник, что там говорить, и с Чуковской она вела себя не очень хорошо. Но есть страшное подозрение. Вот если рядом с вами…

Кто занимался интерпретацией сказок Александра Пушкина? У кого можно об этом почитать?

Не случайно, что многие спрашивают об этих сказках, потому что описанные в них ситуации — прежде всего «Золотой петушок» или «Сказка о попе и работнике его Балде» — все это становится пугающе актуальным. Ну, понимаете, не так уж много я могу назвать работ, которые бы анализировали прицельно пушкинские сказки. Помимо прицельно существующих многочисленных работ о фольклорности, народности Пушкина (все это, как вы понимаете, в сталинский период советского литературоведения активно насаждалось), я назвал бы прежде всего работу Ахматовой о фабульном генезисе «Сказки о золотом петушке». Она возвела это к Вашингтону Ирвингу и торжествующе обнаружила эту книгу у Пушкина в библиотеке.

А…

Почему Иннокентий Анненский был творческим авторитетом для Николая Гумилева?

Это очень просто. Потому что он был директором Царскосельской гимназии. Вот и все. Он был для него неоспоримым авторитетом не столько в поэзии, сколько в жизни. Он был учителем во всех отношениях. Хотя влияние Анненского на Гумилева, я думаю, было пренебрежимо мало. Сильно было влияние Брюсова и, уж конечно, влияние русской классики, влияние Киплинга, в огромной степени — Бодлера, Малларме. Думаю, что в некотором смысле на него повлиял и Верлен, думаю, что в некотором смысле и французская проза. Но в наибольшей степени думаю, все-таки, Брюсов и Киплинг, от которых он отталкивался и опыт которых он учитывал. А что касается Анненского, то он повлиял на Ахматову. «Кипарисовый ларец», который Гумилев…

Почему вы сказали, что произведения, написанные из чувства обиды, получаются очень хорошего качества?

Ну, например «Евгений Онегин». Это из жуткой, жаркой обиды — и не только на Раевского, но вообще на «русского дэнди», как называл это Блок. Не побоюсь назвать «Жизнь Клима Самгина», написанную, конечно, из жестокой обиды на Ходасевича. Ходасевич — единственный человек, которому удалось соскочить с «горьковской иглы». Остальных Горький бросал сам, а этот ушёл от него, и поэтому, конечно, он ему никогда не простил. И надо сказать, довольно точно его вывел, изобразив персонажа, умеющего всегда быть правым при довольно небогатом внутреннем содержании.

Наверное, из чувства обиды в известном смысле написана значительная часть любовной лирики Ахматовой — во всяком случае всё, посвящённое…

Какие драматургические и поэтические корни у Вероники Долиной?

Долина сама много раз называла эти корни, говоря о 3-м томе 4-томника Маршака — о томе переводов. Но вообще это европейские баллады, которые она любит и сама замечательно переводит. Английские баллады. Окуджава во многом с тем же пафосом прямого высказывания и называния вещей своими именами. Ахматова на нее повлияла очень сильно — вот это умение быть последней, умение не позировать никак. Или если и позировать, то в унижении.

Да, она такой жесткий, грубый поэт. Грубый в том смысле, что называет вещи своими именами. Поэтому и любят ее люди, не очень склонные к сентиментальности. Долина — она такая страшненькая девочка. Как Лесничиха. Или как

Я нищая сиротка,
Горбунья и…

Почему Владимира Ленина волновала судьба политического деятеля Юлия Мартова?

Да потому что Мартов был одним из его немногих друзей. У Ленина же друзей было очень мало. Вот Цедербаум (он же Мартов) действительно ему нравился по-человечески, был ему симпатичен. Понимаете, очень трудно поверить в то, что Ленину какие-то люди были милы. Вот он там с Зиновьевым был на «ты», как считается, и Зиновьев вместе с ним скрывался в Разливе. Как остроумно сказано у Веллера в «Самоваре»: «На картинах изображается обычно в виде чайника». Он дружил, безусловно, то есть дружеские чувства испытывал к Свердлову, Цедербаум-Мартов нравился ему, по-человечески был ему симпатичен, и не зря Горький эту симпатию отмечал. Кстати, трудно сказать, испытывал ли Ленин симпатию к Горькому.…