Войти на БыковФМ через
Закрыть

Является ли признаком шизофрении способность одновременно отвечать на вопросы и сочинять стихи?

Дмитрий Быков
>250

Нет. Понимаете, тогда приходится признать, что Цезарь был шизофреником, делающим 7 дел одновременно. Просто это разные — не знаю, насколько это корректное определение — не то, чтобы разные участки мозга, но разные участки сознания, разные куски сознания за это отвечают.

Поскольку я школьный учитель, поэтому я всё-таки какими-то азами профессии владею. Школьный учитель ведь должен уметь одновременно и развлекать класс, и заклинать его, как факир заклинает кобру, прекрасно понимая, что эта кобра может в любой момент броситься, и продумывать говоримое, то есть как-то рефлексировать по поводу собственного урока. И разумеется, он должен отслеживать, кто с кем переписывается и кто что читает под партой, если такое бывает. И естественно, он должен одновременно думать кучу мыслей о состоянии класса, о конфликтах в нем — обо всём, что я называю экстремальной педагогикой.

Вот если человек способен провести школьный урок — грамотно провести, то, понимаете, сочинить сонет во время интервью или просто стишок во время интервью уж как-нибудь он может. Дело в том, что вообще школьный учитель — это жонглер. Это человек, который одновременно жонглирует десятком предметов, десятком тем, десятком методик.

И вообще из всех экстремальных профессий (таких, как военный, врач, спасатель) школьный учитель — единственная, которой я владею и которая представляется мне, кстати, некоторым шедевром трудности. Она не самая трудная и уж точно не самая ответственная, но она самая тонкая, если угодно. Она требует виртуозности. Ведь понимаете, виртуозность приходится проявлять и врачу, и спасателю, и скрипачу. И для врача или спасателя ничуть не оскорбительна мысль о том, что скрипач тоже виртуоз.

Так вот человек, который преподает в школе… Я обычно знаю хороших учителей. Я узнаю их по по первому периоду общения. По первым 10 минутам мне ясно, является данный человек хорошим педагогом или нет. Хорошему учителю я могу доверить многое. Потому что это человек, явно доказавший свой высокий человеческий профессионализм.

Я не хочу впадать в такую описанную ранее в «ЖД» апологию, что лучшим учителем окажется офицер, лучшим верблюдом окажется офицер. Это пародирует известное высказывание Кавада Раша, что офицер всегда окажется лучшим профессионалом в любой профессии. Но то, что учитель — это уже определенный уровень адаптации к миру и определенный уровень профессионализма (хороший учитель) — это да.

Причем я склонен к мысли (и мать ее, кстати, разделяла), что хороший учитель — это всё-таки человек до 40, как правило. Потому что скорость реакции, умение установить контакт с молодыми, обычно присущая хорошим учителям потрясающая способность прочитать их состояние, в чем их проблема — это всё-таки дело молодых. Учитель после 40, мне кажется, должен уходить на методическую работу или преподавать в вузе, где всё-таки контакт с классом во время лекции гораздо меньше, он более опосредованный.

Конечно, учителю надо быть человеком молодым прежде всего потому, что это требует огромной физической уверенности. Я не понимаю, как можно проводить урок сидя, но я и не понимаю того, как можно 6 уроков подряд (а такое иногда бывает) провести стоя. Это просто с ума сойдешь. Поэтому да, педагогика — это дело молодых блестящих профессионалов. Как говорят, что таким же образом и война.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Какие триллеры вы посоветуете к прочтению?

Вот если кто умеет писать страшное, так это Маша Галина. Она живет в Одессе сейчас, вместе с мужем своим, прекрасным поэтом Аркадием Штыпелем. И насколько я знаю, прозы она не пишет. Но Маша Галина – один из самых любимых писателей. И вот ее роман «Малая Глуша», который во многом перекликается с «ЖД», и меня радуют эти сходства. Это значит, что я, в общем, не так уж не прав. В «Малой Глуше» есть пугающе страшные куски. Когда там вдоль этого леса, вдоль этого болота жарким, земляничным летним днем идет человек и понимает, что расстояние он прошел, а никуда не пришел. Это хорошо, по-настоящему жутко. И «Хомячки в Эгладоре» – очень страшный роман. Я помню, читал его, и у меня было действительно физическое…

Можно ли рассматривать цепочку героев: Шестопала из фильма «Доживём до понедельника» Ростоцкого, Бессольцеву из книги «Чучело» Железникова и Ученика Серебренникова — как динамику вырождения системы образования?

Нет, конечно. Если брать Генку Шестопала из «Доживем до понедельника», это, скорее, такая цепочка, история фриков. Фрики становятся все более фриковатыми, все более чудовищными. Генка Шестопал, в общем, просто нонконформист, Бессольцева — уже жертва коллективной травли, а Ученик — это уже, в общем, маньяк. Это уже случая mania religiosa. То, что фрики становятся все более невыносимы, а масса все более агрессивна и в каком-то смысле все более отвратительна,— да, этого нельзя не заметить. Но это происходит не потому, что деградирует система образования, а потому, что деградирует общество и людям нечего делать. Понимаете, поляризация в любом обществе — это признак болезни. У меня в «ЖД» была…

Что вы можете сказать о романе Джорджа Сондерса «Линкольн в Бардо»?

Ну, это последний англоязычный «Букер». Я его прочел. Купил я его, как сейчас помню, в Австрии, он там по-английски продавался. Меня ужасно впечатлил этот роман тем, что он состоит из таких крошечных фрагментов, микрофрагментов прозы — из мемуаров, иногда из вымышленных мемуаров. В результате создается такая замечательная стереоскопия, одно свидетельство против другого — и возникает в результате объемная картинка не столько истории, сколько общества, как она на него воздействует. Нет, это прелестный роман совершенно.

И сама история, как Линкольн в день смерти своего сына устраивает сборище и сам не приходит на него, но гостей не прогоняет — ну, это тоже довольно архетипичная история.…

Не могли бы вы посоветовать литературу о закольцованности времени и истории?

Рассказы Кира Булычева , где человек попал в бесконечно воспроизводящийся день, еще до всякого «Дня сурка». Там, где есть звуки готовящейся яичницы с утра. А из такой закольцованности – наверное, роман Олега Радзинского «Агафонкин и время». Это самое интересное произведение о природе времени, самое точное. При вдумчивом чтении оно может и с ума свести. Действительно, Олег Радзинский, как и его папа, как-то глубже понимает природу времени, чем хотелось бы нам всем. Довольно грандиозно.

И вообще я люблю очень Олега и его упражнения со временем в романе «Суринам», в новом его романе про бедных – «Боги и лишние». Олег, конечно, человек удивительного художественного чутья. А «Агафонкин и…

Почему неразрешен конфликт в фильме Абдрашитова и Миндадзе «Поворот»? Верно ли, что герой Янковского не сможет начать новую жизнь?

«Поворот» – странная картина, странная даже для этого тандема, потому что Абдрашитов и Миндадзе брали врожденные, имманентные конфликты; конфликты, которые глубже социально. И вот я думаю, что первая попытка показать, что у интеллигенции внутри уже только страх и нравственные колебания, – эта попытка удалась в «Повороте». Дело же не в том, что он случайно сбивает слепую, как выяснилось, старуху, полуслепую. Дело в том, что давление этой ситуации его разрушает, он не может этому противостоять.

Он приходит к себе настоящему в тот момент, когда собирается суд, когда он прекращает борьбу, когда ему надоедает врать, что жена беременна. То есть иными словами, когда он машет на себя рукой. В…