Войти на БыковФМ через
Закрыть

Я родился в церкви — в 50-е годы в церкви около Павелецкого вокзала в Москве был роддом. Может ли это как-то влиять на что-либо в моей жизни?

Дмитрий Быков
>250

Я не очень верю в такие имманентности. Понимаете, не вы же выбирали место рождения. Хочется верить, что вы не будете разрушать церкви, как места вашего рождения, которые для вас сакральны — хотя бы поэтому. Но в принципе, где бы человек ни родился, он замечателен тем, что он умеет делать.

Вот это кстати, понимаете, тоже очень важная особенность России. Мы же действительно (прав Андропов) не знаем общества, в котором живем, потому что слишком много сакральностей, слишком много табу. Какие-то вещи люди просто не хотят оценивать объективно. А мне кажется, стоило бы, потому что в России огромна роль профессионализма и ничтожна роль убеждений.

Я, кстати, думаю, это связано с тем, что выжить в России можно только за счет того, что ты умеешь делать нечто. Нечто, чего не умеет никто другой. Поэтому высока выживаемость оборонщика, летчика, конструктора, спортсмена-рекордсмена. Довольно высока выживаемость значительного мыслителя, который одновременно и витрина, и какой-то объект непрестанной полемики и травли.

Пушкин же — понимаете, они его добили, конечно, но он помог им себя добить. У него, в принципе, вряд ли были возможности выжить в сгущающейся атмосфере николаевского времени. Но вот у Лермонтова, мне кажется, такой шанс был. Если бы он оказался на Кавказе, и его бы там не убили, он имел бы шанс там пересидеть — «за хребтом Кавказа сокроюсь от твоих пашей». В принципе, Толстой как-то сумел пережить александровскую реакцию (я имею в виду Александра III), и он им был необходим. Он был им враждебен, но при этом необходим. Хотя, как писал, по-моему, Суворин, «Толстой колеблет трон Николая, а Николай не может поколебать трон Толстого».

Это к тому, что высокий профессионализм в России важнее убеждений, всегда очень относительных. Как правило, это убеждения людей полуобразованных, очень, как бы сказать, нахватанных поверхностно. Политики нет вообще, она абсолютно имитационная. Вот тут было очень бурное обсуждение колонки про Меньшова. Я сказал, что останутся фильмы, а убеждения забудут. Мне написали, что и фильмы забудут. Это может быть, но вряд ли.

Объективно художник всегда умнее своих заявлений. Что бы там ни говорил Карен Шахназаров, его картина «Палата № 6» — один из сильнейших манифестов духовного сопротивления власти. И вообще, по моему, гениальная картина. Мне неважно, что говорит Карен Шахназаров. Его разнообразных однофамильцев я вообще не беру в расчет, а вот Карен Шахназаров — я просто стараюсь не слышать его публичных заявлений и смотреть то, что он снимает. Мне это важно, мне это интересно. Потому что его высказывания идут не от ума — они идут от интуиции художника. А художник он первоклассный — это я понял еще по его прозе.

И точно так же совершенно неважно, что ты говоришь. Иногда ты говоришь это ради выживания, иногда чтобы тебе давали работу, потому что контракт на работу находится у Мефистофеля. Иногда ты это говоришь потому, что тебе важно заниматься своим делом, и плевать ты хотел на все условия, которыми этот контракт обставлен. Такие фанатики есть — как, например, Королев. Вот Кондратюк не захотел, а Королев хотел.

Просто в России профессия, как ни странно, самый важный критерий. Важно только то, что ты умеешь делать, а не то, что ты думаешь. Ты можешь высказывать абсолютно антигуманные вещи, но если гуманно твое поведение, то от тебя останется дело. А слово в России… Это такой странный извод: в такой, казалось бы, логоцентричной стране важно только слово художественное, а слово политическое не весит вообще ничего. Поэт может себе позволить хоть прямое людоедство. Но если он сладко поет, то ему всё прощается. Вот очень странная история.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Конрад Лоренц писал, что спешка, которой охвачено коммерциализированное общество, являет собой пример нецелесообразного развития. Возможно ли, что призыв много работать и быстро соображать звучит в наше время двусмысленно?

Понимаете, я прошел через такое яростное увлечение Лоренцом, потому что моя горячо любимая и до сих пор мною чтимая теща от первого брака Инга Полетаева — этолог, этолог очень хороший, и она много занималась поведением разного рода зверей и аналогиями их поведения с людским. И по ее настоянию я Лоренца в двадцать два года прочел. И я не помню там этой мысли насчет торопливости нашего века.

Понимаете, апология медлительность характерна для тугодумов. Мне кажется, что вот эта апология неторопкости, неспешности, «десять раз подумай, двадцать раз перепиши», апология работы, трудового пота,— понимаете, правильно сказал Набоков: «Мир был сотворен в минуту отдыха». Не все…

Как давно в литературе стала актуальной тема о проживании скучной и несостоятельной жизни? Использовали ли её авторы до Антона Чехова?

Ну конечно была. У Дюмы ещё в конце сороковых годов д'Артаньян восклицает: «Мне восемнадцать, а ничего не сделано для славы!» Раньше подобную фразу говорил Наполеон. Так что идея, что «вот мне уже сто лет»,— это вертеровская идея («Я так молод, а ничего не сделал»). Поэтому самоубийство становится до известной степени протестом против жизни как таковой: лучше покончить с собой, чем длить бессмысленное обывательское существование. Это очень старая романтическая идея. Она есть у Пушкина. Да и собственно говоря, она есть у Шота Руставели в самом начале тысячелетия: «Лучше смерть, но смерть со славой, чем бесславных дней позор». Так что вряд ли вы найдёте…

Возможно ли направить энергию ненависти в плодотворное русло?

Конечно, вообще я рискнул бы сказать, что есть очень мало плодотворных пороков. Скажем, гэмблинг, азартные игры — это не плодотворно, это никак не заражает, хотя вот Аркадий Арканов пытался меня когда-то убедить, что азартные игры необходимы, чтобы раскачать нервы, чтобы их размотать; приводил пример Некрасова, Маяковского, но это другой азарт. Игромания — это абсолютно неплодотворная эмоция. Плодотворность алкоголизма тоже сильно преувеличена. Но вот ненависть, озлобление — это может быть канализировано в плюс, потому что мне кажется, что из всех эмоций человеческих абсолютно неплодотворен только страх, вот он парализует полностью.

Если продолжать толстовскую метафору про…

Можно ли сказать, что рассказы-триллеры у Людмилы Петрушевской — это продолжение Ивана Тургенева?

Нет, это, скорее, продолжение Гаршина через Леонида Андреева, это другая линия. Понимаете, Тургенев был благоуханный, гармоничный, душевно здоровый, очень тонкий, но здоровый, а Гаршин — это все-таки патология, причем действительно это человек без кожи. Я вот начитывал книжку Гаршина довольно большую, записывал аудиокнигу, и лекцию по нему читал, лишний раз подумав, что самое глубокая, самая незаживающая травма русской литературы после Пушкина и Лермонтова — это, конечно, Гаршин. Он был гений, но гений абсолютно больной. Вот у него очень интересно как-то была построена тема цветов, которая маниакально волнует и Петрушевскую. С одной стороны, цветок — это символ зла, а с другой, в «Сказке о…

Согласны ли вы с мнением, что журфак мало что дает, так как там обучают всему, но по верхушкам?

Задача журналиста — да, вы правы — знать немногое обо всем и все о немногом. Это нормальная журналистская задача. У каждого журналиста есть своя тема, но при этом он должен уметь написать репортаж на любую другую тему. Никакой драмы я в этом не вижу. Да, есть такие профессии, которые предполагают популяризацию, широкое знание (его часто называют нахватанностью). При выборе между лисой и ежом, как писал Исайя Берлин, цитируя китайскую поговорку «Лисица знает много разных вещей, еж знает одну большую вещь», мне кажется, что вот я не могу, цитируя это дело, не могу сделать однозначного выбора. Я очень не люблю самодовольных людей, таких «специалистов подобных флюсу» (по Козьме Пруткову), которые…