Это совершенно неинтересно. Понимаете, нацистский, фашистский… Долгие разговоры о том, является ли фашистским нацистское немецкое государство — это терминологические споры, споры о словах. Споры, которые имели место и могли иметь место применительно к Гитлеру и Муссолини. Но сегодняшний фашизм — это совершенно другое явление. Как раз самым страшным оказалось, что растление не нуждается в идеологии.
Посмотрите, какая интересная вещь. Я на самом деле не просто так читаю лекции про Роулинг. Потому что ее путь, ее исследование природы фашизма — одно из самых актуальных. Ведь она не просто так стала писать приквел к Поттеру. Я больше всего жду этой пенталогии про фантастических тварей. Потому что она подходит там к образу Грин-де-Вальда.
Понимаете, чем отличается Волан-де-Морт от Грин-де-Вальда? У Грин-де-Вальда были сдерживающие ценности. У него была идеология, были принципы. Пусть эта идеология была предельно подлой, пусть она базировалась на имманентностях, но она была. Грин-де-Вальд — это не человек (он, в общем-то, человек), но это существо, маг с некоторыми очень сильными нравственными ограничениями. Именно поэтому Грин-де-Вальд не отдал бузинную палочку Волан-де-Морту. Он не раскрыл ему свою главную тайну. Волан-де-Морт — вот это уже зло, полностью ничем не сдерживаемое, зло самоцельное.
Я не знаю, что имела в виду Роулинг или что ей примерещилось. Может быть, такое слово, как ИГИЛ(*), название которого запрещено, или такое зло, как международный терроризм, например. Потому что это и есть внеидеологические явления. Они получают наслаждение от чистого зла. Но то, что Грин-де-Вальд сменился Волан-де-Мортом в конце ХХ века — это совершенно очевидно.
Идея аристократизма выродилась в идею чистого убийства, чистой мерзости — просто делать миру как можно хуже. Посмотрите, ведь у Волан-де-Морта нет ни одного принципа. Он придерживается принципов Слизерина, разумеется. Но если понадобится от них отступить, отступит и не плюнет, потому что для него действительно единственная цель — это увеличение количества мерзостей в мире. Совершенно никаких нравственных ограничителей у него в этой области нет. При этом, конечно, колоссальное количество омерзительных личных качеств в диапазоне от тщеславия до патологической трусости, до страха смерти.