Это не только метаморфоза власти. Тогда вообще в моде и у Сокурова, и у Муратовой был показ фотографий. Вы посмотрите в «Астеническом синдроме» в сцене на кладбище длинный ряд вот этих фотографий, керамики этой, на памятниках. Кладбищенские лица. И это страшные лица, конечно, потому что это лица советских людей, изувеченных трудом, терпением, болезнями, приспособлениями. Да, плоские личины, вы правы, изувеченные пренебрежением, в том числе и к себе. А вспомните в «Так жить нельзя» или в «Великой криминальной революции», в «России, которую мы потеряли» — во всей трилогии Говорухина. Длинные ряды сцен у пивных, драк у пивных, лица из серии «Их разыскивает милиция». Да, такое антропологическое перерождение. Оно имело место, и действительно, в застое люди не только творят интеллектуальные шедевры, но они и вырождаются, потому что климат застоя довольно растлителен, как и всякая двойная мораль.
Я с Веллером делал интервью, и он говорит, что нынешний запах эпохи с запахом застоя можно сравнить как запах здорового дерьма с запахом гниющей плоти. То была гниющая плоть, атмосфера была невыносимой, все сколько-нибудь талантливые люди уехали, спились или замолчали: к 1984 году тут было шаром покати. Да, наверное, это так. Поэтому я ещё раз думаю, что тот застой был и потрагичнее, и посерьезнее, в каком-то смысле самоубийственнее, чем нынешний. Это все равно, что сравнить роман Баяна Ширянова «Низший пилотаж» с «Москвой-Петушками». «Москва-Петушки» — великий текст, «Низкий пилотаж» — кислая алкогольная наркотическая отрыжка, и не о чем там говорить, простите меня, хотя Баяна Ширянова очень жаль.
Я это все к тому, что эпохи действительно несопоставимы, но вырождение — главное содержание эпохи, просто тогда ещё было чему вырождаться, а сегодня это такое уже посмертное бытие, почти ангельское, кстати. Поэтому столько ангельских лиц, красивой молодежи. Просто уже ничто не имеет смысла, и ни одно слово не весит.