Я не делаю здесь гендерных различий. Более того, я никого не невротизирую. Я внушаю им некоторое здоровое, как мне кажется, тщеславие. А тщеславие невротизирует само по себе. Они немножко начинают стремиться к чему-то большему. Видеть сны о чем-то большем. Вообще, невротизация детей, если отбросить негативную модальность этого слова, оценочность, это не так уж плохо. Ребенок должен нервничать относительно своего статуса, он должен хотеть быть лучше, в нем должна сидеть конкуренция. Пушкин говорил: «Зависть — сестра соревнования, следственно, хорошего роду». Даже болезненные проявления зависти имеют, в общем, нормальное и, я бы сказал, вполне благородное происхождение. То есть хотеть стать лучше, так называемая белая зависть, равняться на кого-либо, стараться ради кого-либо, мне кажется, что это очень здорово. А потом понимаете ребенок самоупоенный, ребенок довольный, ребенок, у которого нет проблем,— это скучный ребенок, ребенок не растущий. Ведь ребенок сталкивается с огромными проблемами, колоссальными, понимаете? Поэтому мне всегда очень нравилось, что любимыми писателями моей дочки старшей, скажем, были писатели такого нервного склада, как Клейст, например, как Акутагава, как Ионеско, как Беккет, как Джойс — модерн и поток сознания. Это и увлекло ее в конце концов в психологию, потому что человек у которого все ровно, все хорошо, про него еще Маяковский сказал: «Тот, кто постоянно ясен, тот, по-моему, просто глуп».
Педагогика
В чем состоит ваш педагогический подход невротизации детей? Кого тяжелее невротизировать — мальчик или девочек?
Дмитрий Быков
>100
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Отправить
Отправить
Пока нет комментариев