Потому что это человек 70-х годов, который пытается в прошлом обрести опору, а в прошлом видит одних китайцев голосующих, Даманский полуостров, Сиваш,— какие-то толпы страшные, или воспоминания о войне, о военруке раненом, о блокадном мальчике с птицей на голове. Пытается в прошлом найти опору — не находит, пытается в матери найти, в семье — и с матерью нет конфликта. Это самоощущение советского человека 70-х, который оказался на короткое время вне истории, как бы в зависшем пространстве. Юрий Трифонов это определил как «другую жизнь». Наступила другая жизнь. Неслучайно Борис Парамонов называет «Другую жизнь» лучшей повестью Юрия Трифонова, и я с ним вполне солидарен. А в этой «другой жизни» какие могут быть ориентиры? Преемственность закончилась. ещё в «Обмене» у Юрия Трифонова сказано: «Ты уже обменялся». Отсюда возникает цитата из Петра Чаадаева, Александра Пушкина, попытки найти какие-то идеалы в дореволюционном времени. Нет никаких идеалов. Есть просто чувство родства и беспомощности, и осознание, что ты — их зеркало, их продолжение. Вот, собственно, и все ощущение, довольно трагическое.
Кино
Тарковский говорил о герое «Зеркала», что он «не ощущает в себе возможность верить в бога, точно у него вдруг все отняли». Почему режиссер так считал?
Дмитрий Быков
>250
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Отправить
Отправить
Пока нет комментариев