Знаете, надо развивать новые территории, надо осваивать новые жанры. Правда, Джойсу и это не помогло. Он принес свой Дублин в архив мировой классики, и Дублин этот стал одним из символов ХХ века, но, к сожалению, ничего не получается с Нобелевской премией. Видимо, они откладывали все на потом; может, думали дать ее Джойсу на его семьдесят, а он возьми да не доживи даже до шестидесяти. Может быть, они думали каким-то образом Джойса поощрить, когда все прочтут «Поминки по Финнегану», но этого не будет никогда, уверяю вас.
В любом случае, Нобелевская премия дается даже не за освоение новых литературных территорий: все-таки Джойс сумел так зарисовать свой Дублин, что по «Улиссу» его можно восстановить, как по генеральному плану. А между тем, речь идет прежде всего о границах жанров, об освоении новых, небывалых территорий. Я думаю, одного из ближайших Нобелей дадут за графический роман. Именно потому, что за этим жанром чрезвычайно интересное будущее.
Осваивать новые жанры, новые интонации, новые стили – есть ли более увлекательные задачи для писателя? К сожалению, российская литература вела себя в последние годы с чудовищной, удручающей традиционностью, с какой-то унылой скукой. Продолжать вечно вычерпывать темы и конфликты ХХ века… Они, конечно, никуда не делись из литературы и жизни. И Россия сейчас повторяет бог весть какой круг своей истории. Но если вас утомили эти повторы, если вам тяжело, значит, надо писать не о России. Тогда у вас появится шанс сделать нечто божественно оригинальное и на что не похожее. Писать о России оригинальную прозу нельзя, потому что все о ней уже написано, эта тема исчерпана. Вот когда она изменится волшебным образом, тут же можно писать второй том «Мертвых душ».