Главная идея модерна – это контроль, контроль сознания за всем происходящим, и моральная ответственность. Условно говоря, психоанализ, самоанализ. Вершина модерна – это рацио, рациональное понимание мира и ответственность за свой выбор. А «Улисс» – это пример такого тотального реализма: реализма экономического, философского, социального, религиозного, биологического просто. Это реализм на всех уровнях, подробнейшая каталогизация реальности и ее подробнейшее описание всеми возможными способами – от потока сознания до аллитерации, от мифа до какого-то лирического этюда. Все абсолютно, все жанры и все науки, от биологии до кулинарии. Это пример описания одного дня одного человека с применением всех технических средств, которые литература на этот момент наработала. И, кстати говоря, дальше Джойса литература не пошла, потому что Джойс с предельной откровенностью описал и религиозное сознание, процесс дефекации, процесс обдумывания мысли, рождения текста. Он детализировали и каталогизировал все замечательно. Мне кажется, у него получилось все.
«Улисс» – это вершина модернистской прозы, потому что это вершина самоконтроля. Я думаю, все, что Джойс о себе знал, он вложил в эту книгу. И Алан Кубатиев, совершенно справедливо говорил, что на языке дня Джойс сказал все, что можно. Потом он попытался пойти дальше и выдумать язык ночи – язык подсознания, язык безумия. В любом случае, поиски в «Поминках по Финнегану» чрезвычайно интересны. Эту книгу он писал 17 лет, и 17 лет можно ее смаковать, вдумываясь, вчитываясь в словосочетания, понимания методы сопряжения звуков, как это сделано, разбираясь в корнях слов.
Джойс действительно сделал все возможное в жанре «дневной литературы». К 40 годам он составил каталог всех возможных художественных приемов. Наверное, сегодня литература пошла дальше: какие-то типографские приемы Данилевского, какие-то новые приемы композиции Уоллеса. Но это опять-таки очень медленное движение нашего познания и наших возможностей. Для ХХ века «Улисс» – определяющая книга, выше никто не пригнул. Притом, что это не мешает ей быть увлекательным чтением, занимательной хроникой. Я всегда со слезами читаю предпоследний эпизод – тот абзац, где Синдбад-мореход, Синдбад-пешеход, где есть этот бесконечный восторг перед маленьким человеком, который каждый день, выходя как из утробы, уходит в свое странствие и проходит дневной путь. И каждый день сопряжен с подвигами, риском, страхом, преодолением, если угодно. И каждый день мы все Улиссы. Это, конечно, гениально.