Войти на БыковФМ через
Закрыть

Почему мне кажется, что в творчестве современных российских авторов больше расчета, чем фантазии?

Дмитрий Быков
>50

Вы, безусловно, в этом правы. Но тут же. Это не расчет. Просто когда я читаю современных российских авторов, у меня возникает ощущение, что они себя загоняют за письменный стол пинками. Что книга написана либо потому, что издатель торопил. «Сейчас такая конъюнктура, тебя знают, пиши». Либо потому, что надо как-то напоминать о себе, не знаю. Либо потому, что вообще существует спрос на любую художественную литературу, и надо чем-то заполнять журнал, как заполняли его Некрасов с Панаевой (романом «Мертвое озеро»). Они еще, может быть, с удовольствием писали «Три страны света» – там чувствуется в романе (это история Поленьки и Каютина) запас любви молодой. А «Мертвое озеро» уже написано людьми, которые подустали друг от друга и от необходимости писать.

Большая часть российской литературы написана либо так, чтобы уложиться в цензурные условия (и не сказать ничего главного), либо так, чтобы написать еще одну книгу. Но я не чувствую в современной российской литературе той энергии заблуждения, о которой говорил Толстой. Это чувство, что ты спасешь мир. Помните, да: никто не знал,  никто не просил, но ты прискакал на коне, машешь шашкой и сейчас будешь мир спасать. То есть я не чувствую, что авторам эта книга была насущно необходима. Мне вот, грешным делом, всегда казалось, что если ты можешь книгу не написать, так ты ее и не пиши. Если она не требует насущно, чтобы ты пустил ее в мир, чтобы ты пустил ее в мир, чтобы ты дал ей голос, то зачем? Ведь есть масса других занятий прекрасных, которые приносят, кстати говоря, гораздо больше денег.

Может быть, мне легче в том смысле, что у меня всегда, помимо этого, есть какая-то работа, которую надо делать, хочешь ты того или нет. Вот как сейчас мне надо писать, у меня договор жжет карман, главу о русской культуре в учебник истории ХХ века. Хочется или нет, но надо писать. Поэтому свои тексты пишутся под некоторым напором, потому что они прорываются на свободу сквозь какие-то внешние обстоятельства. Хочется написать, а не дают. Может быть, за этот счет. Кроме того, у меня действительно есть энергия заблуждения, мне действительно кажется, что я могу мир спасти, предупредить его о каких-то вещах. Я прекрасно понимаю, что это чушь собачья, но, наверное, надо. Без этой энергии мир не движется. Как писал – совершенно справедливо – про меня Алексей Иванов: «Быкова никто не спрашивает, но все равно он прискакивает и говорит, как с противником». Меня никто не спрашивает, но мне хочется. Сказано это было вполне доброжелательно.

Соответственно, я понимаю, почему иногда людям не хочется. Потому что это все равно что перед цунами мыть полы. Есть ощущение, что мир изменится. Он не кончится, не погибнет, но он изменится так необратимо, что все, написанное сегодня, не имеет никакого смысла. Но можно попытаться заглянуть туда, заглянуть подальше; написать то, что будет иметь смысл для этого постэсхатологического, посткатастрофического мира. Наверное, вот так.

Литература получается плохо, если ты пишешь ее без желания. А вот если ты одержим манией донести пусть идиотскую, пусть провинциальную мысль, то тогда есть какой-то шанс.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Насколько интересен и нужен был Александр Твардовский как главный редактор журнала «Новый мир»?

Бродский говорил, что Твардовский по психотипу похож на директора крупного завода. Наверное, ему надо было руководить вот таким литературным производством. Другое дело, что он обладал несколько однобокой эстетикой.

Он действительно хорошо знал границы своего вкуса. Но, слава Богу, он умел консультироваться с другими людьми. И поэтому ему хватало толерантности печатать Катаева, которого он не любил вовсе — позднего, уже мовистского периода. Но он говорил, что зато оценит аудитория журнала.

У него хватало вкуса читать Трифонова и печатать его, хотя он прекрасно понимал узость своего понимания. Он искренне не понимал, как построен, например, «Обмен». Он говорил: «Ну…

Не могли бы вы рассказать об образе Смердякова из романа «Братья Карамазовы» Федора Достоевского?

Видите, там какая вещь? «Братья Карамазовы» – роман бродящий, переходный (это термин Аннинского – «бродящий»). Толстой в этом состоянии прожил всю жизнь, а Достоевский в него впадал иногда. И вот мне кажется, у него переходный период по-настоящему, это или самая ранняя вещь (например, «Село Степанчиково») или последний роман – «Братья Карамазовы». Дело в том, что «Братья Карамазовы» – это роман отхода от реакции, это роман постепенно нарастающей ссоры с Победоносцевым, это роман. У Достоевского в жизни было два главных разочарования: он разочаровался в идеях революционных, фурьеристских, левых, но под конец он разочаровался в государственности. Поэтому этот старец, который у него там…

Возможно ли направить энергию ненависти в плодотворное русло?

Конечно, вообще я рискнул бы сказать, что есть очень мало плодотворных пороков. Скажем, гэмблинг, азартные игры — это не плодотворно, это никак не заражает, хотя вот Аркадий Арканов пытался меня когда-то убедить, что азартные игры необходимы, чтобы раскачать нервы, чтобы их размотать; приводил пример Некрасова, Маяковского, но это другой азарт. Игромания — это абсолютно неплодотворная эмоция. Плодотворность алкоголизма тоже сильно преувеличена. Но вот ненависть, озлобление — это может быть канализировано в плюс, потому что мне кажется, что из всех эмоций человеческих абсолютно неплодотворен только страх, вот он парализует полностью.

Если продолжать толстовскую метафору про…

Правильно ли понял Пришвин роман Гоголя «Старосветские помещики», сказав, что это книга о «истинной, прочной, настоящей любови, которая держится привычкой»?

Нет, не правильно. Я вообще Пришвина очень люблю, в особености дневниковую его прозу, ну и «Кладовую солнца» — само собой. Но я не отношусь к его теоретическим, литературоведческим и вообще внеприродным наблюдениям с достаточной серьёзностью. У него — при всей моей любви к нему — господствует такое мировоззрение несколько зайцевское, несколько шмелёвское; он писатель скорее, конечно, этого ряда и этой категории. Не вполне, мне кажется, он всё-таки понимает мятущуюся, неспокойную и крайне тёмную, крайне запутанную душу Гоголя. Он человек уюта, человек обихода. Действительно, ему и природа — дом родной. И религия его — она такая несколько пантеистическая, скорее языческая, довольно уютная. В…

Согласны ли вы со словами Прилепина о том, что все классики XIX века, кроме Тургенева, сегодня были бы «крымнашистами»?

Никогда я не узнаю, кем были бы классики и на чьей они были бы стороне. Свой «крымнаш» был у классиков XIX века — это уже упомянутые мною 1863 и 1877 годы. Толстой был вовсе не в восторге от разного рода патриотических подъёмов. Другое дело, что по-человечески, когда при нём начинали ругать Россию, он очень обижался. Но патриотические подъёмы всегда казались ему довольно фальшивыми. Так что Толстой не был бы «крымнашем», хотя у него был опыт севастопольский.

Насчёт Тургенева, кстати, не знаю. Он был человек настроения. Достоевский, конечно, был бы на стороне «крымнаша», но это выходило бы у него, может быть, намеренно, так отвратительно, так отталкивающе, что, пожалуй… Понимаете, он решил…