Войти на БыковФМ через
Закрыть

Можно ли паре прожить полноценную жизнь без детей?

Дмитрий Быков
>100

Это настолько произвольно и настолько зависит от человеческой воли. Я просто категорический противник любых нормативов в жизни семейственной. Как вам хорошо, так и живите. Во-первых, полностью отрегулировать процесс деторождения невозможно: когда бог дает, то он уже дает. И вас не спрашивает. А во-вторых, генетика тут дело двадцать пятое. Это тоже очень непредсказуемо. Хорошо людям вдвоем — можно прожить без детей, хотя в какой-то момент может захотеться. Хорошо усыновлять — усыновляйте. Понимаете, живому все хорошо, как в классической цитате. Живому все хорошо. Поэтому никаких правил навязанных здесь нет. Я ненавижу идеологию чайлдфри, но и ненавижу идеологию навязанной многодетности, этот культ детей. Особенно ненавижу эти сеансы хвастовства детьми, сам все время ловлю себя на этом, сам бью себя по рукам. Это из тех имманентностей, которые надо победить.

Особенно мне ненавистен этот культ, что ради детей надо сохранять семью и ради детей можно воровать и взяточничествовать. Вот эти все «она же мать», все эти crazy-мамы, которые «за своего убью»,— все это вызывает у меня довольно сложные чувства. То есть материнские инстинкты я уважаю, но они должны заканчиваться там, где начинается моя личность. «Она же мать» и «они же дети» мне кажется довольно странным типом поведения. Знаете, наверное, почему? Потому что я на своем опыте детства, и на опыте своих детей знаю, что человек рождается готовым. Вот Лев Толстой, который помнил себя с пеленок… Кстати, очень многие авторы выводят на основе этого всю его дальнейшую жизнь — «жажда распеленаться». А если говорить совсем серьезно, то мне кажется, что я в 7-8 лет был взрослее, потому что вызовы, мне противостоявшие, были серьезными. Поэтому сюсюкать над детьми я совершенно ненавижу, я этого не понимаю. И так же не понимаю делать детям скидки, что «они же дети», и матерям на то, что они матери. Я бесконечно уважаю матерей, но культ детства, культ матерей мне кажется опасным: дети начинают немножечко забывать о себе. Помните, как Честертон говорил: «Запретив себе запрещать что-либо детям, мы отнимаем у них детство». Довольно хитрая мысль.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Не могли бы вы рассказать об образе Смердякова из романа «Братья Карамазовы» Федора Достоевского?

Видите, там какая вещь? «Братья Карамазовы» – роман бродящий, переходный (это термин Аннинского – «бродящий»). Толстой в этом состоянии прожил всю жизнь, а Достоевский в него впадал иногда. И вот мне кажется, у него переходный период по-настоящему, это или самая ранняя вещь (например, «Село Степанчиково») или последний роман – «Братья Карамазовы». Дело в том, что «Братья Карамазовы» – это роман отхода от реакции, это роман постепенно нарастающей ссоры с Победоносцевым, это роман. У Достоевского в жизни было два главных разочарования: он разочаровался в идеях революционных, фурьеристских, левых, но под конец он разочаровался в государственности. Поэтому этот старец, который у него там…

Согласны ли вы со словами Прилепина о том, что все классики XIX века, кроме Тургенева, сегодня были бы «крымнашистами»?

Никогда я не узнаю, кем были бы классики и на чьей они были бы стороне. Свой «крымнаш» был у классиков XIX века — это уже упомянутые мною 1863 и 1877 годы. Толстой был вовсе не в восторге от разного рода патриотических подъёмов. Другое дело, что по-человечески, когда при нём начинали ругать Россию, он очень обижался. Но патриотические подъёмы всегда казались ему довольно фальшивыми. Так что Толстой не был бы «крымнашем», хотя у него был опыт севастопольский.

Насчёт Тургенева, кстати, не знаю. Он был человек настроения. Достоевский, конечно, был бы на стороне «крымнаша», но это выходило бы у него, может быть, намеренно, так отвратительно, так отталкивающе, что, пожалуй… Понимаете, он решил…

Почему психологический возраст Мышкина из романа Достоевского «Идиот» — три года?

Да нет, ему психологически не три года — он же когда был болен, тоже жил, мыслил, и, может быть, «будьте как дети — войдете в царствие небесное». Мышкин же помогал с детьми несчастной Мари, которую сначала дразнили, а потом лечили. Из этого потом получилась история, кстати, Илюшечки Снегирева.

Князь Мышкин — не столько ребенок, сколько это попытка Достоевского написать, по его собственной формуле, «положительно прекрасного человека». И вот тут возникает одни довольно страшный вопрос. Я считаю, что Достоевский, в отличие от Толстого, от Тургенева, от Чехова, не обладал способностью писать положительно прекрасных людей. Его душевная болезнь была настолько глубока,…