Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Почему Михаил Веллер в самом начале повествования «Приключения майора Звягина» сделал майора убийцей?

Дмитрий Быков
>100

«Гроссмейстер интеллектуальной прозы играет с вами»,— писал я когда-то в рецензии. Веллер — провокатор, и он читателя ставит перед очень сложным выбором. Звягин убил палача, казнил палача. Он уничтожил человека, который избежал справедливости. Вы готовы после этого доверять Звягину? Это сделано в первых страницах, в первой главе романа. Вам обожгли небо с первой главы. А дальше как вы будете читать — это ваш выбор. Есть же, понимаете, устойчивая точка зрения, которая считает, что Звягин — это антигерой. Что весь роман Веллера — это огромная, злая и опасная провокация. И что идея Веллера как раз — невозможно насильственное спасение, нельзя никого спасти насильно.

Но там же есть, я много раз об этом говорил, важный символ — соломинка. Звягин всегда появляется с соломинкой, он — та последняя соломинка, тот последний шанс, без которого ничего нет. Это как у Попова в «Новой Шахерезаде», когда там больного младенца, девочку, выставляют на мороз, и врач говорит: «Поскольку я — последняя инстанция между ней и смертью, я могу попробовать этот страшный опыт». И это последний способ её спасти. Он выставляет её на снег, происходит кризис, и она выживает. «Новая Шахерезада» в этом смысле вообще недооцененная вещь. Мне кажется, что Веллер действительно ставит жестокий эксперимент. Звягин же спасает тех, у кого альтернатива — смерть, как и в «Будем живы — не помрем», «Не родись красивой» — история, конечно, откровенно издевательская, но вопрос о насильственном спасении — это вопрос довольно скользкий в философии. Веллер отвечает, что, если в какой-то момент человека не спасти насильно, вы его погубите, просто. И если оставить палача без возмездия — это тоже вариант растления.

И у Кабакова, кстати говоря, в «Подходе Кристаповича» тоже есть эти идеи, что, если в какой-то момент не начать действовать,— это растление гораздо худшее, чем преступление, потому что бездействие тоже может быть преступным. Иными словами, в советской литературе конца 80-х — а именно тогда задуман Звягин,— идея действия, надежда в бозе, а сила в руце,— это идея важная, потому что интеллигенция терпела. Хватит терпеть, пора действовать.

Да, Веллер решил хлестнуть таким раскаленным бичом читателя. Это действительно книжка не для младенцев, она довольно рискованная, но надо сказать, что на меня она подействовала. Несколько раз в своей жизни я принял важное решение. Она же учит не убивать, она же учит одному: не будьте терпилой, хватит терпеть, делайте уже что-нибудь. Это же не призыв к убийству, это такой эксперимент с читателями. Да, жестокий, да, рискованный. Я поэтому, собственно, и написал тогда о «Майоре Звягине», что маскируется под беллетристику чрезвычайно серьезная и опасная книга. Именно после этой рецензии мое знакомство с Веллером началось: он её прочитал и пришел в «Собеседник» с бутылкой. Просто мне очень понравилась книга. Она меня взорвала, но она дико мне понравилась.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Что вы думаете о теории Романа Михайлова о том, что все старые формы творчества мертвы, и последние двадцать лет вся стоящая литература переместилась в компьютерные игры? Интересна ли вам его «теория глубинных узоров»?

Я прочел про эту теорию, поскольку я прочел «Равинагар». Это хорошая интересная книжка, такой роман-странствие, и при этом роман философский. Нужно ли это считать литературой принципиально нового типа — не знаю, не могу сказать. Каждому писателю (думаю, это как болезнь роста) нужна все объясняющая теория, за которую он бы всегда цеплялся. Неприятно только, когда он эту теорию применяет ко всему, и о чем бы он ни заговорил, все сводит на нее. Помните, как сказал Вересаев: «Если бы мне не сказали, что предо мной Толстой, я бы подумал, что предо мной легкомысленный непоследовательный толстовец, который даже тему разведения помидоров может свести на тему любви ко всем». Слава богу, что…

Каких авторов вы порекомендовали бы для укрепления уверенности в себе?

Домбровского, Лимонова, Драгунского (и Виктора, и Дениса) – людей, которые пишут о рефлексии человека, вынужденно поставленного в обстоятельства большого испытания, большой проверки на прочность. Вот рассказ Виктора Драгунского «Рабочие дробят камень». Денис Драгунский вообще весь способствует воспитанию уверенности в себе. Ну как «воспитанию уверенности»?» Видите, Денис вообще, на мой взгляд, великий писатель, сегодняшний Трифонов.

Я знаю очень мало примеров (наверное, всего три), когда литературный талант отца так полно воплотился в детях. Это Драгунский – Виктор, Ксения и Денис. Это Шаровы – Александр и Владимир. Это Радзинские – Эдвард и Олег. Потому что Олег и Эдвард…

Почему Михаил Веллер не любит Николая Гоголя?

Никогда в жизни не слышал от него таких слов. Надо спросить, я, в общем, слава тебе, господи, имею возможность набрать Веллера и спросить: «Миша, почему ты не любишь Гоголя?» Но это, по-моему, неправда. Потому что Гоголя он, судя по его творчеству, обожает. Он очень многому у него научился. Да и потом, человек, который окончил Петербургский университет, который жил в центре Петербурга десять лет, едва ли может к Гоголю – автору «Невского проспекта» и «Шинели» – относится без благоговения. Петербург в значительной степени придуман Гоголем, как придумана им Украина. Гоголь – создатель топосов, раскрепоститель национального духа, как он сам о себе говорил. Выпускатель наружу национального духа.…

Есть ли связь между сборником Веллера «Хочу быть дворником» и романом «Бомж» – в первой книге герой хочет уйти от общества и видит в этом счастье, а во второй бомж это сделал и теперь жалеет?

Нет, так бы я не сказал. Веллера всегда интересовала, привлекала роль социального аутсайдера. Он вынужденно часто бывал в этой роли, потому что не хотел зарабатывать на жизнь продажей дара. Поэтому он занимался рискованной и опасной работой, вплоть до перегонов скота. Некоторое время работал с электропилой, на чем заработал огромный шрам через все колено. Веллер много раз выпадал из социума, он не хотел в этом социуме жить. Когда он  зарабатывал кладкой каминов в Эстонии, когда он занимался разной степени тяжелыми физически строительными работами, он зато покупал независимость.

Я не думаю, что «Бомж» – это привлекательный для него социальный статус, а вот «Хочу быть дворником» –…

Охранять границы страны можно двумя путями: обороной или приростом территорий. Какой путь предпочтительнее?

Охранять границы страны можно разными путями. Но Россия избрала самый забавный. Она пытается построить государство, куда никто не будет хотеть. Или, по крайней мере, такое государство, куда будут хотеть преимущественно старые кинозвезды, страдающие от невостребованности или налогов.

Это хороший способ охраны границ — создать такое заколдованное место, куда никто не хотел бы сунуться. Куда и завоеватели бы не совались, потому что мало того, что есть ядерное оружие, но есть и опыт просто невозможности справиться с огромными пространствами, с духом народа и так далее. И иммигранты не совались бы, потому что преимущества жизни в России не доказаны.

Мне кажется, что Россия сейчас…

Правда ли, что Михаил Веллер — великий психолог любовных отношений? Что вы думаете о его книге «Шайка идиотов»?

Понимаете, то, что Веллер великий психолог любовных отношений — в этом я убеждался многажды, пользуясь его советами. Некоторые мои друзья просто по его книгам женились или имели счастливую возможность спросить о чем-то у него по его советам.

Я считаю, что вклад Веллера в психологию любовных отношений огромен. Особенно если учесть, что в любви и на войне запретных методов минимум. Они есть, но их минимум. Веллер очень хорошо понимает человеческую психологию. Но он владеет ключом ко всем шкатулкам. Он же ответил для себя на вопрос, что человеку нужно: нужна ему не благо, не процветание, не победа, а нужен ему диапазон ощущений. Эта мысль сама по себе довольно революционная.

А потом,…