Войти на БыковФМ через
Закрыть

Почему ключевые темы, раскалывающие Америку на две равных части, не трогают российское общество? Например, почему в нашей христианской стране тема абортов ни у кого не вызывает почти никаких эмоций?

Дмитрий Быков
>250

Во-первых, вызывает, но, действительно, не так массово, как в католических странах или как в Америке.

Почему это так? Наверное, потому, что проблемы бытового поведения вообще в России никогда не были так важны. Пьянство, разврат, неполиткорректность — вообще разные формы плохого поведения, как его называют, девиантного — всегда считались милыми шалостями.

Вот чего нельзя делать, так это мнить о себе, быть не таким, как все, много о себе понимать, задираться. Вот это такое, да, это непростительно. А аборт, алкоголизм, Господи, жену бить, бытовое насилие — да хоть что ты делай, только ты будь товарищеский парень. Как наш учитель по труду говорил, я помню: «Главное, чтобы ты был товарищеский парень». Вот это я очень не люблю, честно говоря.

В России нельзя резко выделяться из большинства. Как это сказано у Венедикта Ерофеева: «А что это ты ни разу не пернул? Ты что, Каин и Манфред, что ли? Или что ты не говоришь, что в уборную идешь? Это ты, значит, нас попираешь, а сам ты Каин и Манфред»

И потом, понимаете, в России почему-то не любят эгоцентризма. Хотя эгоцентризм в российском понимании — это всего лишь, как в том анекдоте, «думает о себе больше, чем обо мне». Эгоцентризм, вообще эксцентрическое поведение, выделываться не надо. Не высовывайся — вот такие вещи. А аборты — да Господи, да хоть еженедельно. Подумаешь?

Я могу понять, почему это так. Даже я — вот вы спрашиваете: ваше личное отношение к этой теме — я не считаю аборт таким уж страшным грехом. То есть я понимаю, что запрет на аборты — это более страшная вещь, чем аборты. Потому что это приводит к подпольным абортам, уродует людей, нарушает свободу женщины решать свое будущее.

Хотя, в принципе, конечно, сейчас, уже в достаточно зрелом возрасте, я понимаю, что абортов по возможности лучше избегать. Но бывают такие случаи, когда они неизбежны. Когда есть болезнь, когда есть медицинские показания, когда есть категорическая неготовность и нежелание женщины быть матерью. Потому что нежеланный ребенок — это тоже катастрофа.

Но в любом случае я опасаюсь здесь высказываться категорично. Потому что здесь сразу набегает огромное количество людей, которых эта проблема поляризует. Как видите, она всё-таки парализует. Другое дело, что в России есть традиционно более страшные грехи. Вот к домашнему насилию я отношусь совершенно однозначно негативно. Я понимаю, что бить жену или ребенка — это катастрофа. Этого делать нельзя ни в коем случае.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Как вы относитесь к высказыванию, что городская среда и архитектура формируют человека и общество?

Не верю в это. Я помню замечательную фразу Валерия Попова о том, что когда ты идешь среди ленинградской классической архитектуры, ты понимаешь свое место, ты знаешь его. Справедливо. Но знаю я и то, что никакая архитектура, к сожалению, не способна создать для человека культурную, воспитывающую его среду. В Европе все с архитектурой очень неплохо обстояло: и в Кельне, и в Мюнхене, и никого это не остановило. И в Австро-Венгрии, в Вене, неплохо все обстояло. И все это уничтожено. И Дрезден, пока его не разбомбили, был вполне себе красивый город. Я не думаю, что городская среда формирует. Формирует контекст, в котором ты живешь.

Другое дело, что, действительно, прямые улицы Петербурга как-то…

Почему не меняется режим в Северной Корее не меняется, ведь после демократизации и слияния с югом людям откроются колоссальные возможности?

По двум причинам. Во-первых, Кимы – это правящая династия, которая очень жестко схватила страну в когти, и разжимать ее не собирается. А во-вторых (как я себе это объясняю), там огромное количество народу, который на передовых позициях, на передовых рубежах, на лучших должностях сидит без достаточных на то оснований. Это люди неталантливые, люди неконкурентные. Та же самая история была, кстати, в разделенной Германии. В восточной Германии было очень много людей, которые вознеслись за счет подлости, мерзости и выслуживания перед режимом. Конечно, никакой конкуренции они бы не выдержали. Для них решенное без их участия объединение Германии было трагедией. Очень многие продолжали…

Не могли бы вы рассказать о Владимире Краковском? Правда ли, что автор преследовался КГБ и потом толком ничего не писал?

Краковский, во-первых, написал после этого довольно много. Прожил, если мне память не изменяет, до 2017 года. Он довольно известный писатель. Начинал он с таких классических молодежных повестей, как бы «младший шестидесятник». Их пристанищем стала «Юность», которая посильно продолжала аксеновские традиции, но уже без Аксенова. У Краковского была экранизированная, молодежная, очень стебная повесть «Какая у вас улыбка». Было несколько повестей для научной молодежи. Потом он написал «День творения» – роман, который не столько за крамолу, сколько за формальную изощренность получил звездюлей в советской прессе. Но очень быстро настала Перестройка. Краковский во Владимире жил,…

В каком возрасте и как вы узнали о сталинских репрессиях и красном терроре?

Когда я впервые узнал. У вас дома есть рано научившийся читать ребенок, к тому же этот ребенок часто болеет и в школу не ходит (а я до удаления гланд болел ангинами довольно часто и даже бывал на домашнем обучении по несколько месяцев). Это кончилось, гланды мы выдрали, и я даже стал слишком здоров. Но было время, когда я проводил дома очень много времени и все это время читал. Слава богу, библиотека у матери была огромная, собранная за долгие годы, начиная с первой покупки Брюсова на первую стипендию и кончая огромным количеством книг, унаследованных из далеких времен – из бабушкиной, из прабабушкиной коллекций (типа «Голубой цапли»). Многое утратилось при переездах, но многое было.

Так вот,…

Почему, несмотря на то, что ГУЛАГ детально описан, он до сих пор не отрефлексирован?

Люблю цитировать (а Шолохов еще больше любил это цитировать): «Дело забывчиво, а тело заплывчиво». Он не был отрефлексирован, потому что огромное количество людей радовалось ГУЛАГу. Нет большей радости для раба, чем порка другого раба или даже его убийство.

Слепакова в поэме «Гамлет, император всероссийский» (это поэма о Павле Первом, определение Герцена, вынесенное ею в заглавие): «Из тела жизнь, как женщина из дома, насильно отнята у одного, она милей становится другому». Замечательная плотность мысли. Да, это действительно так. И для раба нет больше радости, чем ссылка, тюрьма или казнь другого раба, а иногда – надсмотрщика. Об этом тоже позаботились. Иными…