Войти на БыковФМ через
Закрыть

Нужен ли талант зрителю, чтобы понимать искусство?

Дмитрий Быков
>250

Нужен, конечно. Вообще напрасно думают, будто искусство должно быть понятным массам. Искусство должно быть понято массами — вот так это следует понимать. Своя половина тоннеля должна быть прорыта читателем, зрителем.

Немало слов я и сил потратил,
Чтоб сердцу стать доступным, как стон.
Однако и ты поработай, читатель —
Тоннель-то роется с двух сторон.

Это такая довольно в духе Сельвинского сентенция. Сельвинский, прямо скажем, не самый любимый мой поэт, но я должен признать, что этот вывод вполне верен. Действительно, от читателя и от зрителя требуется подготовка, еще какие-то усилия.

Так что не нужно думать, что восприятие — это такое простое дело, и что искусство — оно для всех. Оно и не для элиты, и не для всех. У каждого есть возможность сделать этот шаг, но без него не получится. Если вы хотите понимать Фалька, вы должны знать предысторию Фалька. Хотите понимать кубизм — должны знать, что такое кубизм.

Я всё время вспоминаю, как мы с Катькой приехали поздравлять Мочалова с 90-летием, и он показывал новые экземпляры, приобретенные им для коллекции. Он коллекционировал ленинградскую, петербургскую живопись, и художники дарили ему очень много. И вот он показывает: «Смотри, какая новая работа замечательная!». Мы с Катькой спрашиваем: «Граф, как, по-вашему, это изображена гитара или бутылка?»

И Граф в своей манере: «Это изображен реализм, прошедший через кубизм».

Вот это такой типичный ответ искусствоведа. Надо смотреть не литературу в картине, а мазок. Но это требует какого-то определенного воспитания. Сколько он со мной ходил в Русский музей, прежде чем я научился воспринимать хотя бы такие-то азы. Он всё время цитировал вот эту фразу Пунина, что до постимпрессионистов небо можно было вынуть из картины, а после них нельзя — вот так оно вписано. Вот у Сезанна небо нельзя вынуть из картины.

И вообще он много рассказывал о Пунине — он был его учеником. Но у меня возникло ощущение, что всё-таки из всех мужчин Ахматовой, и судя по письму, и судя по дневникам, он был единственный равен ей по интеллекту, по масштабу личности. Я не говорю про Гумилева. Гумилев — это всё-таки совсем отдельный случай, они были вместе совсем недолго, Но вот Пунин, может быть, единственный, кто был не скажу равен, а близок по складу ума.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
В каком возрасте и как вы узнали о сталинских репрессиях и красном терроре?

Когда я впервые узнал. У вас дома есть рано научившийся читать ребенок, к тому же этот ребенок часто болеет и в школу не ходит (а я до удаления гланд болел ангинами довольно часто и даже бывал на домашнем обучении по несколько месяцев). Это кончилось, гланды мы выдрали, и я даже стал слишком здоров. Но было время, когда я проводил дома очень много времени и все это время читал. Слава богу, библиотека у матери была огромная, собранная за долгие годы, начиная с первой покупки Брюсова на первую стипендию и кончая огромным количеством книг, унаследованных из далеких времен – из бабушкиной, из прабабушкиной коллекций (типа «Голубой цапли»). Многое утратилось при переездах, но многое было.

Так вот,…

Повлиял ли на Эрику Леонард, автора «Пятидесяти оттенков серого», Корней Чуковский?

Нет, конечно, садомазохистские игры, которые она себе придумывала, имеют происхождение… Это серьезная эротическая литература, опущенная на уровень фанфика. Ведь в серьезной эротической прозе проблема садо-мазо трактуется как проблема социальная, как проблема власти. Даже в «Девяти с половиной неделях» есть история не только о том, как двое изобретательно мучают друг друга. Это история о природе власти и подчинения. Как у Томаса Манна, как у Клауса Манна, как у самого умного из них – Генриха, в «Учителе Гнусе». Это подчинение в стае, подчинение в классе, где преподает Гнус. Оно оборачивается постоянной готовностью вывести это на социальный уровень. Собственно говоря, «Ночной портье»…

Можно ли сказать, что задумка литературы Владимира Набокова – это символизм и симметрия?

«Задумка» применительно к Набокову, конечно,  – это ужасное слово. Набоков очень глубоко укоренен в Серебряном веке, и «Ultima Thule», и «Бледный огонь» – это переписанная «Творимая легенда» Сологуба. У меня об этом подробная лекция. Догадка о том, что жизнь проходит в двух мирах. Есть Terra и есть Antiterra. Это и в «Аде» выведено, и это есть и в «Навьих чарах» Сологуба, где Триродов одновременно и дачный сосед, и король маленького островного государства, 

Про симметрию я там не убежден. Хотя симметрия, бабочка, симметричность собственного пути, о котором он так заботился,  – он любил такие симметриады и любил, когда в жизни все симметрично. Это казалось ему еще одним…