Войти на БыковФМ через
Закрыть

Каков психологический портрет доносчика?

Дмитрий Быков
>100

Мне-то это знакомо, на меня доносов много написано, причем они написаны моими бывшими приятелями, которые никогда не могли простить, что я немножко умнее, немножко талантливее, немножко знаменитее. Поэтому сейчас они пишут доносы задним числом: «Как это так, Быкова и Акунина до сих пор можно купить, а нас нельзя и никому не надо?!».
Доносчиком руководят обычно два чувства, но бывает по-разному. Одно – зависть, это понятно. Это самый простой способ расправиться с конкурентом, с соседом, у которого красивая жена и хорошая машина. Это зависть, такая социальная зависть. Вторая вещь, которая руководит доносчиком, – это страх. Ему почему-то кажется, что если он сейчас донесет, то его не возьмут. Это большое заблуждение. Знаете, как в России говорят: «Доносчику первый кнут». Мы это  можем прочесть у Горького.

Дело в том, что доносчик имеет травматический, печальный опыт, в котором он не признается. Но он сам был чаще всего или жертвой буллинга, или мрачным одиночкой. Это как дед, которого все чморили. Самые жестокие деды получаются из чмошников. Его все чморили – теперь он мстит человечеству.

Доносчик – человек, который прожил в страхе большую часть своей жизни, который постыдным образом боялся. Теперь свой страх он таким страшным макаром реализует. Все люди, которые сегодня пишут доносительские статьи, которые топчут уехавших коллег, которые пытаются найти в своей среде более и менее лояльных, – это люди с трагическим опытом страха. Что делать, что делать?

Не нужно думать, что это русская специфическая черта. Это растление, и результат этого растления мы видим сегодня. Но мы видим и то, что это сказывается на нравственном и, главное, на культурном уровне самих доносчиков. Вот они донесут, а писать после этого они уже никогда не смогут. Или ты пишешь донос, или ты пишешь все остальное.

Какая-то детская жестокость, детское отсутствие эмпатии, детская радость при виде трудностей, которые они для вас создают. Они это любят тоже, им нравится так вот застучать неожиданно  и мило улыбнуться: «А, ну че? Ну как мы вам?» Дети любят тех, кто к ним немножко сентиментально относиться, поставить на место. Как Красоткин у Достоевского.  Поэтому у меня никогда не было к детям сентиментального и восторженного отношения.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Почему так мало романов вроде «Квартала» с нетипичной литературной техникой?

Понимаете, это связано как-то с движением жизни вообще. Сейчас очень мало нетипичных литературных техник. Все играют как-то на одному струне. «У меня одна струна, а вокруг одна страна». Все-таки как-то возникает ощущение застоя. Или в столах лежат шедевры, в том числе и о войне, либо просто люди боятся их писать. Потому что без переосмысления, без называния каких-то вещей своими именами не может быть и художественной новизны. Я думаю, что какие-то нестандартные литературные техники в основном пойдут в направлении Павла Улитина, то есть автоматического письма, потока мысли. А потом, может быть, есть такая страшная реальность, что вокруг нее боязно возводить такие сложные…

Не могли бы вы рассказать о сборнике «Стихотерапия», который вы хотели собрать с Новеллой Матвеевой? Как стихотворения могут улучшить самочувствие?

Понимаете, тут есть два направления. С одной стороны, это эвфония, то есть благозвучие — стихи, которые иногда на уровне звука внушают вам эйфорию, твёрдость, спокойствие и так далее. А есть тексты, которые на уровне содержательном позволяют вам бороться с физическим недомоганием. На уровне ритма — одно, а на уровне содержательном есть некоторые ключевые слова, которые сами по себе несут позитив.

Вот у Матвеевой — человека, часто страдавшего от физических недомоганий, от головокружений, от меньерной болезни вестибулярного аппарата и так далее,— у неё был довольно большой опыт выбора таких текстов. Она, например, считала, что некоторые стихи Шаламова, которые внешне кажутся…

Может ли женщина типа Милдред из романа Моэма «Бремя страстей человеческих» сделать мужчину счастливым?

Ну конечно, может! На какой-то момент, естественно, может. В этом и ужас, понимаете? А иначе бы в чем ее опасность? И такие люди, как Милдред, такие женщины, как Милдред, на короткое время способны дать, даже в общем независимо от их истинного состояния, от их истинного интеллекта, интеллекта, как правило, довольно ничтожного, способны дать очень сильные чувства. И грех себя цитировать, конечно, мне лет было, наверное, семнадцать, когда я это написал:

Когда, низведены ничтожеством до свиты,
Надеясь ни на что, в томлении пустом,
Пьяны, унижены, растоптаны, разбиты,
Мы были так собой, как никогда потом.

Дело в том, что вот моя первая любовь, такая первая…