Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература
Педагогика

Какие задания вы обычно даете детям?

Дмитрий Быков
>100

Если говорить о школьных занятиях  в школах писательского мастерства, то там все просто: я даю первую фразу, последнюю фразу (мы их стихийно выбираем), и мы между ними простраиваем сюжету.

Вот нашему маленькому ребенку, Катька дает задания. Я обычно даю ему самые простые задания – например, собрать паззл.  Например космический паззл.

А те задания, которые я даю студентам, представляют определенный интерес. На курсе «Каторга и ссылка в русской литературе» мы изучали «Остров Сахалин» Чехова. Там такая есть тема – Сонька Золотая ручка в изображении Чехова. Эту красавицу – а она действительно была красавицей – Чехов увидел скучной, постоянно принюхивающейся, sniffing and snorking, чихающей, похожей на мышь. Но после встречи уже с Чеховым, которого она не пыталась обольстить, Софья Блювштейн бежала с каторги. Ее видели в Иркутск, а потом, по некоторым данным, она смогла преодолеть Берингов пролив и попасть на Аляску, а оттуда – в Америку. Ее видели в Нью-Йорке.

Так вот, я даю задание: напишите рассказ о Соньке Золотой ручке в Америке. И дети с удовольствием кидаются это писать. Потому что они уверены: русские преступники с их свободой внутренней могли бы поучаствовать в создании Голливуда, «фабрики грез». Они очень смешно написали: «Сонька в Голливуде» – любой Буковски обзавидуется.

Или я получаю же от них очень странные сочинения. Два сочинения я получил после курса по Гоголю, по «Ночи перед Рождеством». Один ребенок пишет, что кузнец Вакула ищет себе женщину, которая напоминала бы его мать Солоху, то есть ищет ведьму. И Оксана – потенциальная ведьма. Я там спрашиваю, в чем особенность украинской женщины и украинского женского национального характера по «Ночи перед Рождеством»?

Другой ребенок пишет тоже совершенно замечательно, что кузнец Вакула – по преимуществу художник, и он ищет себе такую женщину, которая будет идеальной моделью. Женщина, которая зачаровывает, от которой не оторвешься, с которой не соскучишься. Поэтому он выбирает себе капризную, жестокую и эгоцентричную Оксану. Но она так красива, что рисовать ее – одно наслаждение.

И я подумал, что в своем выборе я руководствовался обоими правилами. Во-первых, я бессознательно абсолютно выбирал женщин, похожих на мать: умных, зловредных, филологически продвинутых, чтобы разговаривать было интересно. С другой стороны, я как художник всегда подсознательно выбирал модель: я выбирал женщину, о которой мне нравится думать, которую мне нравится описывать, с которой мне хочется списывать героиню. Да, вот такие интересные разговоры мы ведем с американскими студентами. Это действительно занятно. Я уж не говорю о том, что они любят сам процесс письма.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Почему так мало романов вроде «Квартала» с нетипичной литературной техникой?

Понимаете, это связано как-то с движением жизни вообще. Сейчас очень мало нетипичных литературных техник. Все играют как-то на одному струне. «У меня одна струна, а вокруг одна страна». Все-таки как-то возникает ощущение застоя. Или в столах лежат шедевры, в том числе и о войне, либо просто люди боятся их писать. Потому что без переосмысления, без называния каких-то вещей своими именами не может быть и художественной новизны. Я думаю, что какие-то нестандартные литературные техники в основном пойдут в направлении Павла Улитина, то есть автоматического письма, потока мысли. А потом, может быть, есть такая страшная реальность, что вокруг нее боязно возводить такие сложные…

Не могли бы вы рассказать о сборнике «Стихотерапия», который вы хотели собрать с Новеллой Матвеевой? Как стихотворения могут улучшить самочувствие?

Понимаете, тут есть два направления. С одной стороны, это эвфония, то есть благозвучие — стихи, которые иногда на уровне звука внушают вам эйфорию, твёрдость, спокойствие и так далее. А есть тексты, которые на уровне содержательном позволяют вам бороться с физическим недомоганием. На уровне ритма — одно, а на уровне содержательном есть некоторые ключевые слова, которые сами по себе несут позитив.

Вот у Матвеевой — человека, часто страдавшего от физических недомоганий, от головокружений, от меньерной болезни вестибулярного аппарата и так далее,— у неё был довольно большой опыт выбора таких текстов. Она, например, считала, что некоторые стихи Шаламова, которые внешне кажутся…

Может ли женщина типа Милдред из романа Моэма «Бремя страстей человеческих» сделать мужчину счастливым?

Ну конечно, может! На какой-то момент, естественно, может. В этом и ужас, понимаете? А иначе бы в чем ее опасность? И такие люди, как Милдред, такие женщины, как Милдред, на короткое время способны дать, даже в общем независимо от их истинного состояния, от их истинного интеллекта, интеллекта, как правило, довольно ничтожного, способны дать очень сильные чувства. И грех себя цитировать, конечно, мне лет было, наверное, семнадцать, когда я это написал:

Когда, низведены ничтожеством до свиты,
Надеясь ни на что, в томлении пустом,
Пьяны, унижены, растоптаны, разбиты,
Мы были так собой, как никогда потом.

Дело в том, что вот моя первая любовь, такая первая…