Войти на БыковФМ через
Закрыть
История

Как вы относитесь к установке бюста Сталина в пока еще Волгограде?

Дмитрий Быков
>250

Да, тут много вопросов о том, как я отношусь к опросу ВЦИОМ, что жители Волгограда не хотят переименовывать город в Сталинград. Меня ни в чем не убеждает этот вопрос. Я думаю, что они берегут город для Путина. Они его собираются сразу в Путинград переименовать в надежде, что уж тогда-то снабжение будет радикально лучше и не будет этих историй с канализацией.

Понимаете, почему нельзя было отдать Сталинград? Потому что это город Сталина. Почему нельзя, чтобы плохо жил Путинград? Потому что это город Путина. Я абсолютно уверен, что такое переименование не за горами. Насчет отношения к Сталину – меня оно тоже не убеждает ни в чем.  Мне кажется, что люди, которые до сих пор выясняют отношения со Сталиным (положительные или отрицательные), не понимают чего-то важного: тут нет предмета для дискуссии. Это не предмет для дискуссии. Однозначный вопрос, о чем тут говорить? Человек, который надорвал силы все страны, подорвал силы всей страны, истребил лучших, кто в этой стране был, и навсегда – думаю, на ближайшее историческое время уж точно – отождествил свое правление именно с этой формой опричнины, прогрессивной, как ему казалось, – так вот, такой человек не является предметом для публичной дискуссии. Давайте еще обсудим, хорошо ли воровать серебряные ложечки. Нет, это не хорошо. Есть абсолютно однозначные вещи.

Вообще разговоры о том, что «не все так однозначно», совершенно антихристианские. «Да будет ваше слово «да», когда «да», и «нет», когда «нет». Не вижу ни малейших причин усложнять искусственно эту парадигму и как-то менять мнение, когда речь идет о массовом убийце.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
В каком возрасте и как вы узнали о сталинских репрессиях и красном терроре?

Когда я впервые узнал. У вас дома есть рано научившийся читать ребенок, к тому же этот ребенок часто болеет и в школу не ходит (а я до удаления гланд болел ангинами довольно часто и даже бывал на домашнем обучении по несколько месяцев). Это кончилось, гланды мы выдрали, и я даже стал слишком здоров. Но было время, когда я проводил дома очень много времени и все это время читал. Слава богу, библиотека у матери была огромная, собранная за долгие годы, начиная с первой покупки Брюсова на первую стипендию и кончая огромным количеством книг, унаследованных из далеких времен – из бабушкиной, из прабабушкиной коллекций (типа «Голубой цапли»). Многое утратилось при переездах, но многое было.

Так вот,…

Почему, несмотря на то, что ГУЛАГ детально описан, он до сих пор не отрефлексирован?

Люблю цитировать (а Шолохов еще больше любил это цитировать): «Дело забывчиво, а тело заплывчиво». Он не был отрефлексирован, потому что огромное количество людей радовалось ГУЛАГу. Нет большей радости для раба, чем порка другого раба или даже его убийство.

Слепакова в поэме «Гамлет, император всероссийский» (это поэма о Павле Первом, определение Герцена, вынесенное ею в заглавие): «Из тела жизнь, как женщина из дома, насильно отнята у одного, она милей становится другому». Замечательная плотность мысли. Да, это действительно так. И для раба нет больше радости, чем ссылка, тюрьма или казнь другого раба, а иногда – надсмотрщика. Об этом тоже позаботились. Иными…

Правда ли, что роман «Наследник из Калькутты» Штильмарк писал под давлением лагерного начальника — Василевского, которого он включил в соавторы? Не могли бы вы поподробнее об этом рассказать?

Когда была идея экранизировать «Наследника из Калькутты», я предполагал писать сценарий в двух планах, в двух плоскостях. К сожалению, это предложение было отвергнуто. Половина действия происходит в лагере, где Штильмарк пишет роман, а половина — на судне, где капитан Бернардито рулит своими голодранцами-оборванцами, причём и пиратов, и лагерников играют одни и те же артисты. То есть совершенно понятно, что прототипами этих пиратских нравов были люди с зоны; советские лагерные нравы, гулаговские. Это действительно лагерная проза, но при этом тут надо вот какую вещь… Там в конце у меня было очень хорошо придумано, когда Штильмарк уходит на свободу, освобождается, а капитан Бернардито…

Как вы считаете, положительные образы советской власти созданы пропагандой в СМИ или в литературе? Какие произведения о работе ЧК, КГБ, Сталина и Ленина вы считаете наиболее достоверными?

Ну, видите ли, мне кажется, что здесь больше всего, если уж на то пошло, старался кинематограф, создавая образ такого несколько сусального человечного Ленина и мужественного непоколебимого Сталина (о чем мы говорили в предыдущей программе). Но в литературе, как ни странно, Ленин почти отсутствует.

Что касается чекистов, то здесь ведь упор делался на что? Это был редкий в советской литературе дефицитный, выдаваемый на макулатуру детективный жанр. И в силу этой детективности (ну, скажем, «Старый знакомый» Шейнина или «Один год» Германа), в силу остросюжетности сочинения про чекистов читались с интересом. А про шпионов? А «Вот мы ловим шпионов»? Ведь когда писали про чекистов — это же не…