Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Как вы относитесь к творчеству Райдера Хаггарда? Можно ли назвать его литературу детской?

Дмитрий Быков
>500

Нет. Он — гениальный стилист. Когда Алексей Толстой уже незадолго до смерти прочитал рассказы Ивана Ефремова — палеонтолога, палеоархеолога даже, и захотел с ним встретиться, и спросил: «Откуда ваш ледяной стиль, блестящий?». Он ответил: «Я из Хаггарда в основном и Буссенара». Дело в том, что приключенческая, детская литература, ну, как бы детская, на самом деле, она, конечно, детской не была. Точно так же, как и вообще большая часть вот этих авантюрных, приключенческих романов начала века, она имела одну фундаментальную задачу — она отрабатывала стиль и композицию.

Понимаете, Высоцкий когда-то сказал: «Мои блатные песни были школой того, чтобы песня входила не только в уши, но и в души». И, действительно, школа доступности, увлекательности, кристальной ясности стиля… Это есть у Жюль Верна. Я по своим педагогическим делам перечитывал «Детей капитана Гранта» и не мог оторваться, пока всё не перечитал. Это довольно толстый роман, но на протяжении всём безупречно увлекателен, надо сказать — очень живо написан.

Мне представляется, что Хаггард, не весь, но в лучших образцах, и Буссенар уж точно — это создатели абсолютно новой модели повествования. Во-первых, это книги очень познавательные. Во-вторых, и в главных — это книги фантастически динамичные. Ну, вот Шклярский, на котором росло целое поколение советских детей, приключения Томека — «Томек в стране кенгуру». Они, конечно, художественно не особенно состоятельны. Я помню хорошо эти книжки в мягких обложках, которые в Польше печатались по-русски, были огромным дефицитом. Я не знаю, лежат ли сейчас книги Альфреда Шклярского, например, в сети. Наверное лежат. Пожалуй, было бы забавно их перечитать. Мне сам Томек не нравился. Он мне казался довольно таки пустым героем, я никак не мог себя заставить ему сопереживать. Но всё-таки это было увлекательно. Я прочёл что ли три книжки из восьми, но это было лихо. Я считаю, что Хаггард это первоклассный стилист. А Конан Дойл что — плохой стилист? Когда не оторвёшься от книги — это очень здорово.

Я, кстати говоря, думаю, что Киплинг в лучших своих текстах тоже ищет прежде всего увлекательности, экзотики, яркости. И его самым молодым на тот момент нобелиатом (и первым нобелиатом от Британии) сделала его способность увлекательно писать на экзотические темы. Да, это был тогда очень модный — его, конечно, ценили в огромной степени как поэта, и поэт он действительно первого ряда. Но я думаю, что в самой значительной степени это его искусство повествователя, его ясный, отточенный, холодный стиль, который в романах (особенно в «Киме», или в «Свет погас») не так заметен. А в «Книге джунглей» — (тоже роман, детский) он заметен. Там есть действительно блеск. Во всяком случае такие главы, как «Белый клобук» — это не менее увлекательно, чем Конан Дойл.

Я считаю, что у литературы такой, массовой, можно многому поучиться.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Почему Иосифа Бродского называют великим поэтом? Согласны ли вы, что великим поэтом может быть только тот, кто окрасил время и его поэзия слита с эпохой, как у Владимира Высоцкого?

Совершенно необязательно поэту окрашивать время. Великим поэтом был Давид Самойлов, но я не думаю, что его поэзия окрасила время. И Борис Слуцкий был великим поэтом, и, безусловно, великим поэтом был Бродский, хотя и здесь, мне кажется, лимит придыханий здесь исчерпан. Но в одном ряду с Высоцким его нельзя рассматривать, это все-таки два совершенно разных явления. Тут не в уровне вопрос, а если угодно, в роли. Он сам себя довольно четко определил: «Входящему в роли // красивому Мише, // Как воину в поле, // От статуи в нише»,— написал он Казакову. Есть воины в поле, есть статуи в нише — это разные амплуа. Мне кажется, что, конечно, рассматривать Высоцкого в одном ряду с Бродским не стоит. Я…

Если стихотворение «Купола» Высоцкого в фильме Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» — это мысли главного героя, то не слишком ли они пессимистичны для одного из «птенцов гнезда Петрова»?

Он вовсе не «птенец гнезда Петрова», в этом-то и особенность его, он белая ворона. Единственный черный среди белых — белая ворона. Ему совершенно не нравится в этой компании, и у него ничего не получается с ними. Он смотрит на это все глазами европейца (даром что он африканец), его испортило заграничное пребывание, и он пытается быть среди них интеллигентом.

Какой же «птенец гнезда Петрова»? Он с Петром в конфликте находится. Это гениальный фильм, и он мог бы быть абсолютно великим, если бы его дали Митте снять таким, каким его написали Дунский и Фрид. Но это невозможно было, понимаете? Эта картина подвергалась такой цензуре, вплоть до вырезания всех кадров, где были карлики (им казалось, что…

Не могли бы вы рассказать о забытых «писателях-романтиках» 70-х: Владимире Санине, Викторе Конецком и Олеге Куваеве?

Это как раз три автора, которые являют собой три грани, три варианта освоения пространства в русской прозе, прежде всего семидесятых годов. Понимаете, ведь для Советского Союза — вот такого типичного модернистского проекта — очень характерен был гумилёвский конкистадорский пафос: пафос освоения новых пространств, пафос проживания экстремальных пограничных ситуаций, огромного напряжения, странствия.

Естественно, тут романтический герой, который ещё, как правило, и альпинист, и одиночка; и в личной жизни у него всегда не ладится, потому что вот такой он романтический бродяга, а женщинам ведь всегда хочется уюта, и он может поладить только со скалолазкой, а с женщиной обычной,…

На чьей вы стороне в вечном споре Жеглова и Шарапова в сериале «Место встречи изменить нельзя» Говорухина о том, что работники МУРа не должны шельмовать? Если современные старшеклассники правильно поймут смысл спора, чью сторону они займут?

Я не знаю, тут весь вопрос в том, кто играет Жеглова. В книге Жеглов моложе и там он — отрицательный персонаж, или, по крайней мере, персонаж, который не вызывает симпатий. Там гораздо более матерый Шарапов, совсем не похожий на Конкина, настоящий разведчик, настоящий командир, который иногда действует мешковато, неуклюже, но это не от избытка сил. В нем нет интеллигентщины, в нем есть чистота, которая была, может быть, в Веньке Малышеве из «Жестокости» Павла Нилина. Да, собственно говоря, Шарапов и должен быть больше похож на Веньку Малышева, каким его сыграл Георгий Юматов в замечательной картине. Для меня спор Жеглова и Шарапова в книге актуален, в фильме он протекает в не слишком равных…

Есть ли какая-то параллель между стихами Окуджавы «Пока земля еще вертится» и Высоцкого «Дайте собакам мясо»?

Могу сказать. Я думаю, что есть определенная параллель. Это параллель вийоновская. Вийоновская тема – «я знаю все, но только не себя» – по-разному преломляется в поэзии 20-го века и прежде всего выходит на такое умозаключение: «Мне все видно, кроме меня самого, мне все подвластно, кроме меня самого; я могу за всех помолиться, кроме себя самого, потому что не знаю, чего мне просить для себя».

Эта тема есть у Окуджавы. Конечно, он лукавил, говоря, что «Молитва Франсуа Вийона» – это молитва жене. Безусловно, Ольга Владимировна сыграла в его жизни, в его творческом росте огромную роль. Конечно, Ольга Владимировна женщина поразительная, «зеленоглазый мой» – понятный…