Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Как вы относитесь к циклу романов Стивена Кинга «Темная башня»? 

Дмитрий Быков
>250

В значительной степени это поэма, такой поэтический реализм. У Кинга такое есть. Это не очень ему удается, но он к этому стремится. Это есть в «Парне из Колорадо». Это чувство огромных, пустых пространств, которые и есть, по-моему, главная поэтическая эмоция. То, что остается в поэзии, если убрать из нее сюжет, социальность, перечень вещей, и так далее. Остается чувство огромной, печальной тоски, «божьей тоски», как это называли Ахматова и Гумилев. Вот это и есть в «Темной башне» – чувство огромных, больших и пустых пространств. Вообще, «Темная башня» – хорошая книга, хотя я не разделяю мнение друга моего Вадима Эрлихмана, одного из главных наших по Кингу специалистов, который считает, что «Темная башня» – лучшая вещь Кинга. Да и насчет лучшей я бы потерялся. Я думаю, что «Мизери», может быть, «Мертвая зона», может быть, «Bag of Bones». Я больше всего люблю «Revival», если на то пошло. 

Но есть люди, которые настоящие фанаты «Темной башни». Одного нельзя отменить: это очень талантливо. То есть это написано с наслаждением, видно, как он мечтал об этой книге и хотел написать ее именно такой. Она совершенно поперек формата, потому что она не фэнтези, она совсем не фантазийная, она не сказка, она не фантастика и она не триллер. Она, если угодно, духовидение, что-то метафизическое, что-то вроде «Розы Мира» Андреева, но в кинговском стиле.  «Волки Кальи» прекрасный роман, «Колдун и кристалл». И потом, там много деталей. Понимаете, это  книга о душе настоящей Америки. Вот Америка в душе именно такая. То, что Кинг ее такой видит, в общем, необычайно приятно.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Замечаете ли вы сходства у романа «Талисман» Стивена Кинга с серией романов о Гарри Поттере Джоан Роулинг?

Главный герой – 13-летний мальчик, главный антагонист – могущественный злодей Морган, главный предмет – талисман, пересекаются реальный и волшебный миры, Сириус Блэк и Люпин помогают герою, как и герои «Талисмана» в образе львов, и так далее».

Понимаете, вы обратили внимание на пропповские механизмы или на юнговские архетипы. В каждой сказке у героя есть волшебный помощник, в каждой сказке ему противостоит абсолютное зло. В каждой сказке герой, как правило, сиротка, чтобы усугубить его одиночество. Конечно, Роулинг опиралась при написании романа не столько на Кинга, сколько на «Копперфильда», Шарлотту Бронте и на ее героинь. Вообще, она такой синтез всех сестер Бронте: влияние…

Как вы думаете, концовка «Темной башни» Стивена Кинга — это отсылка к притче Ницше о вечном возвращении и к мифу о Сизифе?

Миф о Сизифе, абсурдность человеческого бытия не имеет ничего общего, я уверен, с «Темной башней». Потому что миф о Сизифе доказывает бессмысленность и героизм человеческого существования, а «Темная башня» Кинга доказывает конечность и замкнутость мира, его какую-то странную интуицию о том, что пройдя путь, возвращаешься к началу. Это та же мысль, что и у Стругацких падающие звезды: это люди, которые упали с края мира, но попали в него же. Так мне кажется. Хотя я не исключаю, что Кинг читал Ницше, но, наверное, он его весьма поверхностно усвоил, как вся американская массовая культура. Я помню, как Шекли говорил мне в интервью: «Ницше — хорошее чтение для 14 лет. В 15 его читать уже…