Маркес, Кортасар, и Хуан Рульфо, и Астуриаса… Да масса народу, и это очень влияло. Я и огромное сходство с русской жизнью замечаю. Потому что я никогда не сомневался, что Маркес читал «Историю одного города», и в Макондо опыт Глупова как-то учел, опыт продевания истории страны через историю одного маленького поселка. Есть общее в бессоннице «Чевенгура» и Маркеса, там много общего.
Но, думаю, главное сходство все-таки в том, что и Россия, и большинство государств Латинской Америки пережили драму захвата, колонизации. Действительно, по всей вероятности, это результат захвата либо собственной властью, как считает Эткинд, либо какой-то более древней колонизацией, о которой мы не знаем. Но действительно, отношение россиян к власти — это отношение захваченных во время стокгольмского синдрома. Отсюда всегда попытка спастись через внешнего врага, через внешнее сопротивление. И Латинская Америка, и Россия,— это действительно захваченные страны, через которые прокатилось несколько цивилизаций.
Была цивилизация, условно говоря, инкская, вождистская, жреческая, о сходстве которой с советским проектом талантливо писал Шафаревич. Была цивилизация европейская, условно говоря, петровская. Была цивилизация доинкская, архаическая, которая благополучно пережила и испанский захват, и волну диктатур, и коммунистические увлечения, и живет вне истории. Это индейцы кечуа, с архаическим способом жизни. Люди, которые из истории и выпали. Они все на себе пережили, все проверили и как-то остались без всего. Ничего не волнует, такое доживание вне истории. Ну и у нас что-то подобное. Отсюда — сходство этих литератур.
Понимаете, когда вас колонизуют то европейцы, то азиаты; вы живете то под одним игом, то под другим, вам рано или поздно все становится по фигу. Вы тот камень, через который перекатываются волны. И вот мне кажется, что национальные культуры Аргентины, Боливии, Перу,— это как камень, через который прокатилось множество волн. Католическая волна, инкская волна, потом ещё американская волна, в какой-то степени, как у Маркеса описано это, американская фруктовая кампания. Это очень трагическая история и, самое главное, это очень безнадежная история. Я люблю очень Латинскую Америку именно за это сходство.