Войти на БыковФМ через
Закрыть
Лекция
Литература

Федор Достоевский, «Кроткая»

Дмитрий Быков
>250

Если говорить о женских образах у Достоевского — вообще интересно, потому что у Достоевского есть два типа женских образа: они оба по-своему невыносимы, оба они восходят к его женам (или, во всяком случае, к его возлюбленным). Роковая женщина Настасья Филипповна — это, конечно, Аполлинария Суслова, она же Полина в «Игроке», она же Грушенька с теми или иными поправками в «Карамазовых». Это женщина, безусловно, развратная — назовем вещи своими именами,— рано развращенная (что Грушенька, что Настасья Филипповна), трагическая и гибнущая трагически, потому что за будущее Грушеньки я, прямо скажем, не поручусь.

Что касается второго типа, то это тип святости, тип болезненной девочки. Это не обязательно Неточка Незванова или Лиза Хохлакова. Это, скорее, вот именно «кроткая» или, если угодно, это еще и Катерина Ивановна из «Карамазовых», Митина жена, которая своей чистотой и своей жертвой становится гораздо более страшным тираном, которая способна затерроризировать любого. Тот тип героя, который действует в «Кроткой»»,— это очередное перерождение подпольного типа: это мужчина жестоко униженный (его выгнали из полка за отказ идти на дуэль). Конфликт здесь тот же, что и впоследствии у Голсуорси в «Конце главы»: человек отказывается умирать за убеждения, которых он не умеет; отказывается драться из-за предрассудков, которых у него нет. После этого он изгнан из полка, какое-то время нищенствует, мол, «даже драться на дуэли с ним невозможно»; там подонок этот, соблазняющий его жену, говорит: «Только ради нее я мог бы вас вызвать, хотя вообще-то вы недуэлеспособны». Дуэль вообще не для героев Достоевского, они другого склада, они не аристократы.

Этот человек, который очень ценит деньги как абсолютную ценность. И, заметьте, гениальность «Кроткой» еще и в том, что он все время говорит о деньгах и все оценивает в деньгах, он не забывает ни единого раза, когда он пожертвовал куда-то деньги, помог кому-то деньгами, ей дал два рубля, и так далее. Для этого человека все поступки и ценности свелись к голой прагматике, а именно к деньгам, которые есть и олицетворение свободы, и силы, и достоинства, рискнул бы я сказать. Других мерил для него нет, это именно подпольный тип.

Но надо заметить, что главная отрада подпольного типа у Достоевского — унижать женщину, то есть унижать существо, уже униженное, бессильное, бесправное, и вдобавок поставленное в обстоятельства совершенно удушающей нищеты. Как Катерина Ивановна и, в особенности, как «кроткая», которую он взял замуж, облагодетельствовав. Ровно также во второй части «Записок из подполья» герой мучает проститутку. Те разговоры, которые он с ней ведет,— про младенца, который кусает грудь зубком, эти сентиментальные, жуткие разговоры садиста,— более омерзительных страниц нет в русской литературе. И вот также он мучает «кроткую». Ведь, понимаете, у подпольного человека есть одна задача: сломать, подчинить, ввергнуть в состояние подпольности. Вот как в «Учителе Гнусе» у Генриха Манна садизм изнанкой своей имеет жажду подчинения. И он сам, научившийся извлекать самый сладкий сок из унижения, хочет, чтобы это унижения разделила с ним она. Для него возможно одно наслаждение — и в сексе, и в семье, и в дружбе, и во всем — это ломать, унижать, ломать стержень. Вот про это «Кроткая».

Безусловно, герой абсолютно прав в том, что она сама для него — самый страшный террор. Потому что она чиста, потому что она добра, потому что она принципиальна. Он мучает ее: он ставит кровать отдельно, и за ширмой ее поселяет, и он с ней не разговаривает. И это долгое мучительство, которое доводит ее до самоубийства, до страшного, бунтарского самоубийства, до прыжка из окна с иконой в руках, которое так поразило Достоевского в газетной хронике,— это его поведение в основе своей садистично, конечно. Это не просто насилие, но это наслаждение насилием. Но ведь это месть ей за ее цельность и чистоту. Такие герои у Достоевского всегда таких героинь должны уничтожать, должны мучить. Потому что им, раздвоенным мучительно, всего невыносимее именно цельность.

Понимаете, надо сказать, что у Достоевского есть вообще к цельным людям какое-то недоверие, и потому Разумихин — самый скучный его персонаж, а нужен ему внутренний раскол, и поэтому Раскольников — персонаж, который ему мил, и поэтому Ставрогин, скорее, вызывает у него, сочувствие, сострадание. Цельный человек — это Верховенский, понимаете? Цельный бес. Цельный человек — это Лужин, цельный подонок со своим целым кафтаном, подчеркиваю слово «целый». Все целое, цельное Достоевскому ненавистно или, во всяком случае, ненавистно подпольной стороне его души. Поэтому-то подпольный человек, встретившись с этой шестнадцатилетней, чистой девочкой, которая не умеет врать, которая вспыхивает от любого унижения, он первым долгом своим полагает ее уничтожить, ее раздавить. Чистота Катерины Ивановны возбуждает ненависть в Грушеньке, возбуждает отвращение в Мите. Для того человека худший террор — это пребывание рядом с ним чего-то бесспорно чистого, чего-то человечного.

Другое дело, что, когда рядом с ним Грушенька или особенно Настасья Филипповна, которую Тоцкий в четырнадцатилетнем возрасте, по всей вероятности, растлил,— с ними он расцветает. Они, такие женщины с надломом, безумно привлекают, привлекают и сексуально, и, главное, привлекают его чисто по-человечески. Он видит такое же сломанное, такое же уничтоженное, и это для него как бы оправдание собственной жизни.

Кстати, Лиза Хохлакова имеет все потенции превратиться со временем в такую же изломанную девочку, в такую же изломанную женщину, и некоторые, кстати, ее черты старательно копировала в себе Черубина де Габриак, которая сама пролежала в неподвижности из-за костного туберкулеза несколько месяцев в детстве, а, может быть, и год. Вот это такая Лиза Хохлакова, осуществившаяся в таланте, но она вместе с тем тоже любила такое садическое, всякие садические практики: ломала пальцы Гумилеву, любила рассказывать гадости про сестру. Мне кажется, что такое поведение некоторых роковых героинь Достоевского мило ему именно потому, что оно как-то перекликается со страшными внутренними бурями человека подпольного, и, напротив, когда эта чистая девочка в «Кроткой» появляется рядом с ним, она его оскорбляет самим своим существованием. Он ею любуется с одной стороны, конечно, но с другой стороны он как бы чувствует себя недостойным ее, и это самое страшное чувство. Он думал ее облагодетельствовать, а на самом деле он унижен ею. Это накладывается, конечно, на всякие сложности эроса.

Что здесь важно? Герой «Кроткой», которого так потрясающе сильно в фильме сыграл Андрей Попов… Вот Саввина, кстати, в этом фильме начала курить, и мне она рассказывала, что это от бездарности режиссера, потому что когда, режиссер начинал ими командовать, ей Попов говорил: «Да ты покури, забудь, пройдет». И как-то она успокаивалась. Но режиссер этого фильма — Александр Борисов — отнюдь не кажется мне бездарным, и фильм не кажется мне бездарным. Это вторая роль Саввиной после «Дамы с собачкой» в кино, это 1960-й, что ли, год, и это неплохая картина. Там этого ростовщика с потрясающей силой играет Андрей Попов, вообще великий артист и режиссер крупный. И вот интересно, что Андрей Попов сыграл здесь в этом человеке прежде всего его главную черту — художественный талант. Потому что все оправдание подпольного человека и все его, так сказать, raison d'etre — это именно художественный талант. Когда мы читаем внутренний монолог этого персонажа, фантастически записанный, мы замечаем его невероятную чуткость к деталям. И вот когда он финале говорит: «Башмачки ее стоят у кровати, будто ждут ее» — тут каменное сердце не расплачется, это очень сильно сделано. Конечно, Достоевский, как правильно сказано у Нагибина в «Машинистке», конечно, мучитель душ человеческих. Но дело в том, что, проходя через эти мучения, читатель Достоевского каким-то парадоксальным образом, не скажу, что учится терпимости или выковывается во что-то, но он учится приметливости, этому художественному мучительному зрению, таланту двойного зрения.

Мне как-то задали полезный вопрос: «Кого из героинь Достоевский любит?» У Достоевского любовь к героиням носила разовый характер. Грушеньку он любил, безусловно, как всю жизнь любил Аполлинарию Суслову, но это, скорее, такое исключение. У писателя ведь тоже бывает чувственное влечение к героиням; это не та героиня, которую он бы любой ценой вожделел, нет; это героиня, которую он с наслаждением описывать. А «кроткая» — мы не узнаем ни имени, ни толком судьбы, мы внешность ее как-то видим — огромные голубые глаза и востренький носик, она вся такая узенькая (как и лежит в гробу), она бледненькая такая, среднего роста. Она довольно стертая. Вот Грушеньку мы видим, потому что Грушенька почти уродлива: еще немного, и ее полнота перейдет в толщину, в уродство, а положительными героинь мы так и не видим. Даже должен сказать, что и Катерину Ивановну мы видим по аналогии, по своим каким-то воспоминаниям. Этих ангелов Достоевский не вожделеет, он их даже можно сказать, что их не любит. Они мучаю его, как мучает его вообще чистота. Был ли в Достоевском подпольный человек? Да был, конечно, в огромной степени он и писал, он и был агентом письма. Но он действительно скржещет при виде ангела, как и положено. Помните, Ходасевич говорил: «Брюсову полагалось скрежетать. Да, вот он скрежещет при виде ангелов, как и положено демону.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Как вы относитесь к словам Мариенгофа: «Отцы и матери, умоляю вас: читайте дневники ваших детей…» для предотвращения их самоубийств?

И вообще, потрясло как-то всех это расследование из «Новой», хотя детская мания самоубийства — это проблема, ещё Достоевским описанная. Достоевский — вообще большой летописец патологии душевной, и в неё глубоко проникал. Эротическая связь самоубийства и такой формирующейся подростковой избыточной сексуальности ещё Тютчевым отмечена. Но люди, видимо, стали забывать о таких физиологически опасных вещах. Кстати говоря, самоубийство Кирилла, которого крестил когда-то Есенин, сына Мариенгофа, было вызвано, я думаю, как раз не какими-то суицидальными увлечениями, опасными и не философскими какими-то закидонами, а просто тем, что от него забеременела девочка, насколько я помню. То есть…

Чью биографию Николая Некрасова вы бы посоветовали?

Книга Скатова очень хорошая, но лучшая биография Некрасова – это «Рыцарь на час», то есть автобиография. Или, если брать прозу, то это «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Он начал писать в 40-е годы автобиографический роман. У Некрасова вообще было два неосуществленных великих замысла: автобиографический прозаический роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» и неоконченная великолепная по эскизам драма в стихах «Медвежья охота», где он выносит приговор поколению и где медвежья охота вырастает до такого масштабного символа. Только у Тендрякова в рассказе «Охота» она была так же интерпретирована. Такая охота на своих, потрава.

Про Некрасова мог написать только Некрасов.…

Не могли бы вы рассказать об образе Смердякова из романа «Братья Карамазовы» Федора Достоевского?

Видите, там какая вещь? «Братья Карамазовы» – роман бродящий, переходный (это термин Аннинского – «бродящий»). Толстой в этом состоянии прожил всю жизнь, а Достоевский в него впадал иногда. И вот мне кажется, у него переходный период по-настоящему, это или самая ранняя вещь (например, «Село Степанчиково») или последний роман – «Братья Карамазовы». Дело в том, что «Братья Карамазовы» – это роман отхода от реакции, это роман постепенно нарастающей ссоры с Победоносцевым, это роман. У Достоевского в жизни было два главных разочарования: он разочаровался в идеях революционных, фурьеристских, левых, но под конец он разочаровался в государственности. Поэтому этот старец, который у него там…

Не кажется ли вам, что Рогожин из романа Достоевского «Идиот» — это темный двойник Мышкина, существующий лишь в его воображении?

А Настасью кто зарезал? У Мышкина алиби: он в это время в другом месте находился. Я бы уж предположил, что Мышкин — светлый двойник Парфена, который ему рисуется. Вообще это очень красивая версия, но чрезвычайно… как бы сказать? Чрезвычайно экзотическая. Достоевский, как и Белинский — его учитель, не любил фантастику. Хотя он написал «Двойника», вызвавшего у Белинского такое раздражение; Белинский сказа, кажется, во «Взгляде на русскую литературу 1846 года», что «фантастическое может иметь место только в домах умалишенных», а теперь оно стало мейнстримом нашей литературы. Но Достоевский вообще не любит условные такие конструкции, он всегда объявляет их бредом душевнобольного,…

Как найти силы Ставрогину, герою из романа Федора Достоевского «Бесы», для духовного перерождения?

Через странную вещь это шло у Достоевского, через публичное покаяние и вообще через публичность. Собственно, возрождение Ставрогина начинается с того, что он свою исповедь показал Тихону, что он публично высказался о своей греховности, о своей, ну прямо скажем, о своем падении. Потому что растление ребенка и доведение его до самоубийства — это грех непрощаемый. И Матреша, ведь она пришла из «Преступления и наказания», когда Свидригайлов принял решение о самоубийстве вот именно после того, как ему приснился сон о растлении ребенка. Он увидел свою душу: душа, девочка (евангельский символ, «Талифа, куми», вот такой очень часто у Достоевского), девочка. И то, что ребенка растлил Ставрогин — это,…

Как вы относитесь к христианским качествам, которые утверждает в русской литературе Фёдор Достоевский?

Достоевский не утверждает в русской литературе христианских качеств, в этом его главная проблема. Достоевский утверждает в русской литературе весьма сложные и разнообразные человеческие качества, но говорить о христианстве Достоевского можно только применительно к «Братьям Карамазовым», и только к главе «Кана Галилейская», остальное там весьма спорно. Я надеюсь, что «Братья Карамазовы» — я много раз говорил об этом — знаменовали отход Достоевского от концепции «государства-церкви» леонтьевской и отход от партии Константиновского дворца.

Удар приходится все-таки, говоря по-писаревски, не налево, а направо. Но в любом случае, Достоевский и христианство — это настолько…

Можно ли рассматривать фильм «Брат» Балабанова как постмодернистский сиквел к роману «Братья Карамазовы» Достоевского?

Нет, нельзя, конечно. Дело в том, что Алеша — праведник, а Данила Багров никоим образом не праведник. Данила Багров — пустое место и, собственно, Балабанов рассматривает, как эта пустота жрет, захватывает все вокруг себя. Там очень прозрачная образная система фильма: там бегает этот пустой трамвай; трамвай, лишенный содержания. Вот Данила Багров — та страшная пустота, которая засасывает мир. Помните, «у холма нет вершины» — это новый мир, в котором нет иерархии, у которого нет смысла. И он оказывается абсолютно триумфален, потому что никто не может ему ничего противопоставить. Когда у тебя нет принципов, когда у тебя нет правил, ты всегда выигрываешь, потому что ты играешь не по правилам.