Ну, он и хотел, чтобы вы испытывали мрачные чувства.
Но что касается Кафки, в Кафке нельзя видеть борца с тоталитаризмом. Он им и не был — он до него не дожил. В Кафке можно видеть разоблачителя, если угодно, объективного изобразителя того тоталитаризма, который существуют в мире объективно — тоталитаризм Бога, тоталитаризм закона. Кафка изображает в «Замке» не Бога, нет, а смысл жизни. Вот он так же непостижим, к нему нельзя продвинуться, его нельзя понять. А на путях к нему всё отвлекает нас — помощники, женщины, Кламм, администратор.
Смысл жизни обставлен огромным количеством административных запретов. Страж порога, страж ворот — это всё оккультные образы. Образы, кстати говоря, иудейской мистики. Кафку вообще бессмысленно читать вне иудейской традиции. И я думаю, что лучше всего его читать и понимать в пражском гетто, в пражском еврейском квартале. Там же, кстати, и только там можно понять «Голема». Изображение еврейского квартала в Праге в «Големе» доведено до какой-то почти визуальной, визионерской точности. Это на грани духовидения. Он увидел душу этого города. Вот без этого читать Кафку бессмысленно.
«Замок» — это не тоталитаризм. «Замок» — это тоталитаризм жизни, более глубокий и страшный. Кстати говоря, не зря роман заканчивается тем, что… Заканчивался, по свидетельствам друзей Кафки. Разных — не только Макса Брода, он разным людям рассказывал, что скорее всего в финале гибнет землемер К., и перед его смертью ему сообщают, что он может пройти в Замок. Ну, это по Толстому: единственный способ избавиться от страха смерти — это умереть.