Войти на БыковФМ через
Закрыть

Что вы собираетесь написать для развенчивания идеи о том, что Земля отдана дьяволу в управление?

Дмитрий Быков
>100

Вопрос человека, который внимательно, пожалуй, слишком внимательно за мной следит. Нет, это не заблуждение; это, скорее всего, констатация. «Князь мира сего» – это же не я придумал. Да, в общем, Земля – это полигон для игр дьявола, место ссылки. На это нам могло уже указать изгнание Адама и Евы: в хорошее место из рая не сошлют. 

Это именно ссылка, место ссылки. И дьявол играет роль такого начальника зоны, который выбирает наиболее талантливых людей – умеющих лепить шахматные фигуры из глиняного мякиша или делать наборные ручки для ножиков. Им он покровительствует как мастерам, а все остальные занимаются, простите, поденной работой и катанием тачки. Это довольно мерзко, но вариантов нет: либо ты в шарашке, либо на общих работах. Либо ты в круге первом, либо в восьми остальных. Вариантов нет. 

Земля – это такое место неправильного поведения, неправильной ссылки, места наказания. Отсюда можно куда-то прорваться. Кстати, попытки человечества (довольно жалкие) сбежать с Земли, космический проект – они, мне кажется, диктуется тем же чувством. 

Какую книгу я пишу для развенчания этой идеи? Да вот «VZ», книгу о Зеленском, потому что, мне кажется, что помимо дьявола на Землю еще и командировался сын божий для того, чтобы здесь навести какой-то порядок. Дьявол с богом борются, а поле битвы – сердца людей. Я решительно отвергаю концепцию американского богослова Шермана о том, что бог с дьяволом не борются, что бог дьявола игнорирует. Его не больно-то поигнорируешь, он, скорее, находится с ним в прямом диалоге: иногда он его использует, а иногда с ним сражается. 

Я не считаю эту идею ложной, я просто считаю эту идею имеющей неочевидные варианты развития. Но то, что Земля отдана в управление дьяволу – это мне кажется очевидным. Иначе здесь все было бы иначе. 

Возвращаясь к Гроссману: помните, там Иконников говорит: «В прошлом году я видел казнь 20 тысяч евреев и понял, что бога нет: он бы этого не допустил». А тут как бы другое. Во всяком случае, это придает вопросу о теодицее довольно интересное развитие. Но в любом случае, Земля должна свергнуть Князя мира сего самостоятельно, никто в этом ей не поможет.

Для того, чтобы проработать эту тему, я и пишу эту книгу. Именно поэтому я до сих пор ее не закончил. Мне финал истории не ясен, у нее нет эффектного конца. Книга написана, ее можно издавать, но я хочу, чтобы в конце этой книги стояла эффектная точка, которую может поставить только история.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Почему так мало романов вроде «Квартала» с нетипичной литературной техникой?

Понимаете, это связано как-то с движением жизни вообще. Сейчас очень мало нетипичных литературных техник. Все играют как-то на одному струне. «У меня одна струна, а вокруг одна страна». Все-таки как-то возникает ощущение застоя. Или в столах лежат шедевры, в том числе и о войне, либо просто люди боятся их писать. Потому что без переосмысления, без называния каких-то вещей своими именами не может быть и художественной новизны. Я думаю, что какие-то нестандартные литературные техники в основном пойдут в направлении Павла Улитина, то есть автоматического письма, потока мысли. А потом, может быть, есть такая страшная реальность, что вокруг нее боязно возводить такие сложные…

Не могли бы вы рассказать о сборнике «Стихотерапия», который вы хотели собрать с Новеллой Матвеевой? Как стихотворения могут улучшить самочувствие?

Понимаете, тут есть два направления. С одной стороны, это эвфония, то есть благозвучие — стихи, которые иногда на уровне звука внушают вам эйфорию, твёрдость, спокойствие и так далее. А есть тексты, которые на уровне содержательном позволяют вам бороться с физическим недомоганием. На уровне ритма — одно, а на уровне содержательном есть некоторые ключевые слова, которые сами по себе несут позитив.

Вот у Матвеевой — человека, часто страдавшего от физических недомоганий, от головокружений, от меньерной болезни вестибулярного аппарата и так далее,— у неё был довольно большой опыт выбора таких текстов. Она, например, считала, что некоторые стихи Шаламова, которые внешне кажутся…

Может ли женщина типа Милдред из романа Моэма «Бремя страстей человеческих» сделать мужчину счастливым?

Ну конечно, может! На какой-то момент, естественно, может. В этом и ужас, понимаете? А иначе бы в чем ее опасность? И такие люди, как Милдред, такие женщины, как Милдред, на короткое время способны дать, даже в общем независимо от их истинного состояния, от их истинного интеллекта, интеллекта, как правило, довольно ничтожного, способны дать очень сильные чувства. И грех себя цитировать, конечно, мне лет было, наверное, семнадцать, когда я это написал:

Когда, низведены ничтожеством до свиты,
Надеясь ни на что, в томлении пустом,
Пьяны, унижены, растоптаны, разбиты,
Мы были так собой, как никогда потом.

Дело в том, что вот моя первая любовь, такая первая…