Я довольно много писал о Домбровском, например, в статье о нем «Цыган». Я больше всего люблю, конечно, «Факультет ненужных вещей» и «Рождение мыши». Очень хорошая книга «Державин», она еще называлась «Крушение империи», в котором Домбровский умудрился в 1939 году рассказать о 1939 годе. О стилистике допросов, о переполненных тюрьмах, о ночных вызовах, об арестах; о том, как люди вынуждены придумывать сами себе преступления, а потом сами себя оговаривать. Все рассказано под предлогом борьбы с пугачевщиной. Гениальный роман.
Юрий Домбровский был гениальный человек. А два его величайших вклада в русскую литературу – это стихотворение «Меня убить хотели эти суки», апокриф «Амнистия», и это роман «Хранитель древностей». Я не говорю сейчас про великий пророческий антропологический роман «Обезьяна приходит за своим черепом». Многое в этом романе стало понятно только сейчас. Шекспировский цикл великий. Да у Домбровского все великое, весь шеститомник гениальный. И человек был гениальный. Очарование его личности даже от его вдовы Клары Турумовны, которую я знал хорошо, исходило. Вот она как бы подхватила знамя, она унаследовала гениальность Домбровского, его неповторимое веселое отношение к жизни, цыганское, рисковое, роскошное.
«Хранитель древностей» передает атмосферу страшной духоты. Не только алма-атинская жара здесь, но и вот эта атмосфера лжи, цепляния к мелочам, репрессивные идеи, которые носятся в воздухе; люди, которые с готовностью вылезают в доносительство и занимаются этим вместо того, чтобы попытаться остановить это в себе… Вообще, Зыбин «Факультета…» – это самая обаятельная фигура в русской литературе о репрессиях. Да и сам роман поразителен, полный мужественных мужчин, красивых женщин, великих поступков, при этом гомерически смешной. Когда я читал заявление Зыбина, все эти подписи «К сему Зыбин»… А его еще печатали в 1988 году, я служил в армии. И я эти три номера «Нового мира» читал в армии, украдкой, урывками (времени не было). Но таким кислородом на меня веяло оттуда. Домбровский, даже живописуя духоту предвоенной Франции в романе «Обезьяна приходит со своим черепом», Германии в «Обезьяне…» же, Алма-Аты предвоенной, – он умудрялся насыщать это пространство кислородом, озоном своей свободы.