Рогожкин был человеком очень умным (это тоже такая действительно не самая часто упоминаемая добродетель для режиссера) и, кроме того, очень культурным. Он же был по первому образованию историк искусства, выдающийся культуролог, человек совершенно замечательных знаний и точного умения их применить. Поэтому я не сомневаюсь в том, что если он и писал стихи, то это было, по крайней мере, профессионально, по крайней мере, качественно.
Дело в том, что, как мне кажется, Рогожкин обладал одной способностью. Знаете, есть такая приправа — глутамат натрия называется. Она делает рыбу более рыбной, мясо более мясным. Она не имеет собственного вкуса, но подчеркивает вкус тех вещей, с которыми соприкасается. Вот Рогожкин гениально доводил до абсурда всё, к чему прикасался.
Он снял лучший плутовской фильм начала 90-х «Акт» — совершенно полузабытая картина. Лучшую комедию второй половины 90-х «Особенности национальной охоты». Лучший фильм о кошмарах советской истории «Чекист». Он наиболее полно выражал те жанры, те тенденции, к которым прикасался. Доводил их до абсурда.
«Караул» была такая же картина. Если вы хотите смотреть раннеперестроечную чернуху (Марк Липовецкий очень точно сказал, что чернуха — это не критическое, а жанровое определение: это действительно такой жанр, требующий соблюдения определенных правил), я точно так же думаю, что Рогожкин снял лучшую чернуху — это «Караул». Лучший антивоенный фильм — это «Блокпост», лучший фильм, пытающийся создать новую военную мифологию — это «Кукушка».
Хотя «Кукушка» мне казалась несколько компромиссным произведением. Война не состоит из человеческих историй. Но если брать человеческое измерение, то Бычков и Хаапасало сыграли лучшие свои роли. И, конечно, там эта потрясающая девушка… Нет, он очень серьезный режиссер. И мне кажется, главное в его эстетике — это доведение до абсурда чужих трендов. Он как бы в любом жанре делал his best.