Войти на БыковФМ через
Закрыть
Кино

Чем вы объясняете потрясающую популярность сериала «Слово пацана»?

Дмитрий Быков
>250

Видите ли, я не говорил бы о какой-то «потрясающей популярности». Я бы говорил о том, что этот сериал, во-первых, событие на безрыбье. Потому что в России сейчас кризис осмысленных высказываний как о недавнем, так и о давнем прошлом. А Жора Крыжовников все-таки не под забором найден; он, безусловно, серьезный профессионал. Он умеет делать кино, это не пропьешь, что называется. Это врожденное.

Но и безрыбье, конечно, полное. Оно такое советское, когда главным событием десятилетия были «Семнадцать мгновений весны». При этом это очень хороший сериал – «Семнадцать мгновений весны». Это тоже осмысленное, блистательное высказывание, стилистически очень интересное, с очень интересной документальной стилизацией, серьезное вполне…

Это было осмысленное, талантливое высказывание, это было качественно сделано. Но драма в том, что особо не с чем было конкурировать. И Лиознова сама говорила, что для нее всесоюзная (в том числе и постсоветская) популярность этого сериала была некоторым сюрпризом. Она-то из всех своих картин больше всего ценила «Три тополя на Плющихе». И, кстати говоря, «Три тополя» – действительно очень радикальное стилистическое высказывание. Ну и «Карнавал» ей нравился, понятное дело.

Лиознова была всегда гением совмещения двух разных стилистик – как гламурная и бытовая в «Карнавале», как фарсовая и квазидокументальная в «Мы, нижеподписавшиеся», и лирически-документальная в «Трех тополях…». Но особенно, конечно, она была мастером этого совмещения в «Семнадцати мгновениях…», где, с одной стороны, есть пронзительная история, полная тоски по родине, скорби по убитым, конец войны, время итогов, а с другой стороны – такая псевдохроникальность, пришедшая, конечно, от семеновского стиля.

Я думаю, что «Семнадцать мгновений весны» стали таким суперсериалом в России (как все помнили «Сагу о Форсайтах», купленную для однократного показа), потому что не с чем было конкурировать, пока Говорухин не снял «Место встречи изменить нельзя». Подозреваю, что ни один из советских сериалов – в том числе бесконечный «Вечный зов» – не мог даже отдаленно конкурировать с этими двумя хитами. Их, вдобавок, символически объединяет фигура Екатерины Градовой. И, конечно, Евстигнеева, без которого никак. 

Я думаю, что сегодня, в условиях большого дефицита осмысленных текстов и серьезных телевизионных проектов, в условиях, как говорит Мария Васильевна Розанова, предлагая посмотреть российский сериал, «пойдемте пробьем дно», «пойдемте поскребем дно», но понятно же, что это хорошее развлечение для интеллигенции, но как инструмент растления – это чудовищно…

Потом, понимаете, современный российский сериал в значительной степени тоже является идеологическим инструментом. Я не думаю, что «Слово пацана» делалось по прямому заказу ИРИ – Института развития интернета. Я не думаю, что нам пытаются предложить подростковую криминальную группировку, вообще эстетику криминала как некую альтернативу или, может быть, ментальную основу будущей России. Нет, я думаю, что так далеко в ИРИ не заглядывают. В ИРИ вообще не умеют заглядывать далеко. Мне кажется, это следствие интуиции художника, его предчувствий. То, что нас это ожидает, – так это почти наверняка будет так.

Понимаете, есть универсальный закон развития общества: в любом обществе, где слабеют институты, на первое место выходит криминал. В свое время Щеглов – замечательный психолог – на мой вопрос  о причинах криминализации сознания в 90-е отвечал: «А где еще в 90-е молодой человек мог сделать быструю карьеру?» Институты деградировали и были, в общем, приватизированы или коммунистическими бюрократами догорбачевских времен, или демократами первой волны. Были ли какие-то попытки выстроить именно институты, а не структуры под себя? Очень трудно назвать. Разве что РГГУ, и то я не убежден. Или НЛО. А в принципе, это было время личных карьер.

Значит, единственную сколь-нибудь серьезную карьеру подросток или юноша мог делать в криминале. Там это было быстро, там можно было быстро подняться. Не будем забывать, что бизнес тоже был одним из отделений огромной криминальной структуры, и Станислав Говорухин бы не так уж и не прав, когда снимал фильм под названием «Великая криминальная революция». Проблема в том, что этот фильм снимался под готовый сценарий, он был иллюстрацией говорухинских идей, а не следствием наблюдений, которые он сделал бы как художник, как документалист. А так это было высказывание довольно фундаменталистское, но высказывание довольно точное: да, это была великая криминальная революция. 

Думаю, что России предстоит через это проходить после Путина. Потому что гражданская смута неизбежна, а гражданская смута сегодня чаще всего происходит в формате братковских перестрелок. Гражданская война в 90-е годы в России была, но это была война условных «тамбовских» с условными «питерскими», или там условных «солнцевских» с какими-нибудь там «одинцовскими». То есть это не была война красных и белых. Но я сильно подозреваю, что и сама война красных и белых была в значительной степени результатом криминализации России при красных. Для гражданской войны нужны убеждения, а и красные, и белые очень плохо себе представляли, за что они воюют. Есть такое чувство.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Допускаете ли вы, что сериал «Слово пацана» Жоры Крыжовникова сделан по заказу Администрации Президента?

Нет, не допускаю. Понимаете, у победы всегда много отцов, а поражение всегда сирота. Если бы это вышел плохой сериал, сериал непопулярный, то, конечно же, к нему никто бы не примазался. Скажите еще, что Балабанову «Братьев» заказала Администрация Президента. Администрация Президента не умеет планировать на полтора дня, а вы тут говорите, что заказывает.

Давно прошло время, когда вождь, по-пастернаковски, «управлял течением мысли и только потому – страной». Давно уже эти люди ничем не управляют, течением собственных мыслей не управляют, течением собственных процессов распада не управляют. А вы говорите, заказывают, «Слово пацана»…  Администрация Президента…

Будут ли через год помнить «Слово пацана» Жоры Крыжовникова?

Да, безусловно. Тут дело не в «Слове пацана». Поэтому-то я взял эту  тему в Барде. Дело в том, что kidalt и young adult – это литература будущего. Посмотрите: единственный отдел книжного магазина, где слышится щебетание и где толпятся люди, – это подростковая проза. А поскольку «Слово пацана» – это история подростковая, это история о переходном возрасте и сопряженных с этим переломов сознания, – это, я думаю, первая ласточка могучей моды на подростковую культуру.

Понимаете, это безобразие (и в «Слове пацана» это так), что до сих пор все подростковые тексты кружатся вдоль трех тем… Вот как раз пришел будущий читатель young adult и говорит, что писать надо для него.

Ведь это,…

Чем вы объясняете потрясающую популярность сериала «Слово пацана» Жоры Крыжовникова?

Я не говорил бы о какой-то «потрясающей популярности». Я бы говорил о том, что этот сериал, во-первых, событие на безрыбье. Потому что в России сейчас кризис осмысленных высказываний как о недавнем, так и о давнем прошлом. А Жора Крыжовников все-таки не под забором найден; он, безусловно, серьезный профессионал. Он умеет делать кино, это не пропьешь, что называется. Это врожденное.

Но и безрыбье, конечно, полное. Оно такое советское, когда главным событием десятилетия были «Семнадцать мгновений весны». При этом это очень хороший сериал – «Семнадцать мгновений весны». Это тоже осмысленное, блистательное высказывание, стилистически очень интересное, с очень интересной…

Какую литературы вы могли бы посоветовать о молодежных группировках, демонстрирующихся в сериале «Слово пацана» Жоры Крыжовникова?

Об этом огромная литература, начиная с «Вестсайдской истории», которая изначально была пьесой. Это явление оформилось в Нью-Йорке в 50-е годы. Об этом и роман Сола Юрика «Warriors», который переведен как «Воины». Огромное количество романов о бандах.

Из российских книг такого рода ничего не знаю. Только, может быть, «Бригаду», которую Велединский написал как сценарист, вместе с двумя соавторами. Он написал очень качественно, на мой взгляд. А так тема не отрефлексирована, потому что непонятно, как к ним относиться. Для автора «Warriors» они герои, для автора «Вестсайдской истории» они чудовища, и любовь возникает вопреки этим диким законам, как и в «Ромео и Джульетте». Я-то, в общем, к…

Если моральным компасом плута служит гуманизм, какое место в этом ряду занимают шпионы?

Видите ли, довольно много шпионских романов с такой парадигмой, где трикстер является ещё и таким медиатором — человеком, который легко пересекает границы. Для меня такая фигура — Штирлиц. И это совершенно несомненно. Кстати, он по очень многим параметрам подходит под такую христологическую фигуру: тёмная история с отцом, который всё время отсутствует и незримо присутствует; женщина не может быть рядом с ним. Конечно, пародийность определённая заложена, Семёнов явно пародирует классический шпионский роман. А пародией на эту пародию уже являются бесчисленные анекдоты о Штирлице.

Надо уметь почувствовать это зерно пародии в романе. Ну, это как в фильме про Чапаева. После того, как…

Согласны ли вы, что отсутствие профессии у трикстера сегодня и есть его главная профессия? Возможно ли, что это и есть новый человек?

Нет, к сожалению, нет. Пренебрежение достижимым — это замечательная формулировка, и я часто сам её цитирую. Но по большому счету, отсутствие профессии у трикстера как раз характеризует его непривязанность к жизни. Его такую высокую степень свободы, но и высокую степень его имморализма. На самом деле Виктория Токарева замечательно сказала: «Профессии сегодня нет потому, что в мире остались две профессии — богатые и бедные». Вот это мне кажется такое русское расхождение, русская рогатка, дихотомия. И это очень печально. На самом деле, я за фаустианский мир, в котором профессия значит очень много, в котором профессия является в некотором смысле метафорой и продолжением совести. И я…

Не могли бы вы посоветовать авторов хорошего интеллектуального детектива, помимо Юлиана Семёнова?

Ну, Юлиан Семёнов — далеко не эталонный автор политического детектива. Юлиан Семёнов — скорее автор такого продолжения Бендера. Штирлиц — это Бендер сегодня. Штирлиц — это Бендер, которому удалось добраться до Аргентины. И точно так же он — такая сакральная фигура. Точно так же он — насмешник, жулик и ловкач, и не любит женщин, а любит стариков и детей. Ну, представьте женщину Бендера. Он может овладеть ею, когда надо стул было получить, как Грицацуева.

Кстати, замечательный парадокс, подмеченный Шемякиным, что большинство анекдотов о Штирлице построено на каламбурах, на словесной игре, хотя сам роман не даёт тому никакого повода, он написан довольно суконным языком. Но как раз читатель…

Почему Братья Стругацкие в повести «Трудно быть богом» Румате дали возможность убивать и мстить? Неужели они пожалели читателей?

Ну а что, бог дал человеку свободу воли. О чем вы говорите? Румате, как и Гарри Поттеру, дана волшебная палочка, но и даны огромные ограничения по её применению. Он и могущественнее всех в Арканаре и при этом бесправнее всех, потому что ему ничего нельзя сделать. Там помните, сколько дуэлей без единого смертельного исхода. Ему очень многого нельзя. Кстати, это его отчасти роднит со Штирлицем, и я с радостью обнаружил, что эта же мысль приходила Даниэлю Клугеру. Я-то думал, что это мне одному. Диалог Руматы с Рэбой — это копия диалога Штирлица с Мюллером. Когда там Мюллер говорит: «Я не берусь предположить ущерб, нанесенный им Рейху; это разведчик очень высокого класса» — там же и дон Рэба…