Войти на БыковФМ через
Закрыть
Кино

В чем магия фильма «Три тополя на Плющихе» Татьяны Лиозновой?

Дмитрий Быков
>250

В стиле. Татьяна Лиознова — она виртуозный стилист, что очень проявилось, например, в блистательной картине «Семнадцать мгновений весны». Вот этот квазидокументальный стиль, который так изменился от перекраски. Она не возражала против цветного варианта, но она просто не хотела людей обижать. Это именно черно-белая картина. Она могла быть цветной, но она не сознательно не сделала её цветной. Поэтому мне кажется, что чувство стиля было ей органически присуще.

Я вам могу сказать, в чем работает контраст «Трех тополей на Плющихе». Это фильм, сделанный под сильным влиянием французской Новой волны. Но эта французская Новая волна — повествования о двух одиночествах, о дождях, о кафе и такси — она перенесена на Плющиху, условно говоря, она перенесена в советские реалии. И вместо двух романтических героев там шофер. И в общем, обывательница, которую гениально сыграла Доронина, сознательно не желая придавать героине романтический флер. Помните, когда она говорит: «Когда летал… ну, летчик один французский». Она вот не может объяснить, что такое Экзюпери. Она, когда поет эту песню, она поет её с чувством, но несколько омещанивая. И вот омещанивание Новой волны, если угодно, и делает фильм таким магическим. В каком смысле? Те чувства, те ощущения, которые испытывают эти герои, они больше, серьезнее, чем они могут выразить и понять. Они не могут прожить романтическую историю, потому что они не позволяют себе никогда вырваться из своего мира. Это очень чувствуется в них.

Но, по большому счету, вот эта драма, когда, условно говоря, «тело не по душе, а душа не по телу», как Горький это называл в «Мальве»,— это только у Лиозновой с такой силой получилось. Впоследствии, кстати, это довольно интересно решено в фильме «Качели» с гениальными ролями Мерзликина и Голубкиной, где вещи, происходящие с двумя недалекими людьми, примитивными довольно, они глубже и сложнее, чем они могут выразить. Вот на них упала сложная глубокая трагическая любовь, а они — ни бэ, ни мэ, мычат, тычутся в стены, пытаются выразить это более сложное содержание. От любви вообще умнеют. Единственный, по-моему, способ повлиять на человека — это прогнать его через сложную любовь. Дураки как раз очень бывают чутки к таким вещам. И вот «Три тополя на Плющихе» — это история двух людей, чувства которых оказались сложнее, чем они привыкли. Хотя каждый из них по-своему замечателен.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Чем вы объясняете потрясающую популярность сериала «Слово пацана» Жоры Крыжовникова?

Я не говорил бы о какой-то «потрясающей популярности». Я бы говорил о том, что этот сериал, во-первых, событие на безрыбье. Потому что в России сейчас кризис осмысленных высказываний как о недавнем, так и о давнем прошлом. А Жора Крыжовников все-таки не под забором найден; он, безусловно, серьезный профессионал. Он умеет делать кино, это не пропьешь, что называется. Это врожденное.

Но и безрыбье, конечно, полное. Оно такое советское, когда главным событием десятилетия были «Семнадцать мгновений весны». При этом это очень хороший сериал – «Семнадцать мгновений весны». Это тоже осмысленное, блистательное высказывание, стилистически очень интересное, с очень интересной…

Чем вы объясняете потрясающую популярность сериала «Слово пацана»?

Видите ли, я не говорил бы о какой-то «потрясающей популярности». Я бы говорил о том, что этот сериал, во-первых, событие на безрыбье. Потому что в России сейчас кризис осмысленных высказываний как о недавнем, так и о давнем прошлом. А Жора Крыжовников все-таки не под забором найден; он, безусловно, серьезный профессионал. Он умеет делать кино, это не пропьешь, что называется. Это врожденное.

Но и безрыбье, конечно, полное. Оно такое советское, когда главным событием десятилетия были «Семнадцать мгновений весны». При этом это очень хороший сериал – «Семнадцать мгновений весны». Это тоже осмысленное, блистательное высказывание, стилистически очень интересное, с очень интересной…

Что вы думаете о фильме «Трудно быть богом» Германа, снятом по мотивам одноименной повести Братьев Стругацких? За что некоторые люди ненавидят этот фильм?

Видите, мне представляется, что этот фильм несет в себе, безусловно, авторскую агрессию, авторское разочарование в людях, поэтому вызывает такую встречную реакцию. Как сказал однажды Марголит: «Я чувствую, как этот фильм меня в себя не пускает». Меня он тогда пускал, потому что совпал с внутренней эмоцией, с моим внутренним ощущением, поэтому, когда я его посмотрел, у меня было чувство лопнувшего нарыва. Я помню, что я по этому коридору Ленфильма, где там показали первую сборку, просто бежал вприпрыжку от счастья, у меня было чистое чувство счастья оттого, что при мне произошло это событие, что оправдана моя жизнь и жизнь других людей, потому что это случилось при нас: великое…

Почему вам не нравится экранизация романа «Мастер и Маргарита», сделанная Владимиром Бортко? Какой вы видите идеальную экранизацию Михаила Булгакова?

Понимаете, я не думаю, что у меня прохладное отношение к этому фильму. Я к этому фильму равнодушен. Нет, понимаете, если ты берешься экранизировать такую вещь, как «Мастер и Маргарита», тебе мало напроситься в соавторы к Булгакову. Тебе надо прочесть этот роман по-своему, тебе надо предложить концептуально иное прочтение книги, актуализировать в ней какую-то другую линию, например, показать, что такие, как Воланд и Пилат, единственные, кто может управлять этим миром. И они поэтому присланы сюда. Вот, скажем, визуализировать как-то концепцию Александра Мирера, что настоящий Христос как бы разделен у Булгакова на ипостась силы (условно говоря, на Пилата и Афрания) и ипостась добра (условно…

Кого бы вы назвали вашей любимой зарубежной актрисой?

Знаете, может быть, Жирардо… Тут, понимаете, поневоле начинаешь искать какой-то идеал внешности. Я не знаю, Бриджит Бардо в молодости, времен «Бог создал женщину». Или, может быть, я обожаю всех красавиц европейского кино 70-х годов, но я не могу же я сказать, что моя любимая актриса – Джулия Кристи или Сильвия Кристель. Хотя так совпало, что они ближе всего к моему идеалу женской красоты.

Из нынешних… Понимаете, в русском кино у меня есть четкий идеал женской красоты, это все понятно. Это Вера Глаголева. Я когда ее видел, у меня всегда дух перехватывало. Я никогда не мог смотреть на нее просто как на человека, она всегда была для меня таким божеством. Из ныне живущих зарубежных актрис мой…