Войти на БыковФМ через
Закрыть

Что вы думаете о фильме «Трудно быть богом» Германа, снятом по мотивам одноименной повести Братьев Стругацких? За что некоторые люди ненавидят этот фильм?

Дмитрий Быков
>100

Видите, мне представляется, что этот фильм несет в себе, безусловно, авторскую агрессию, авторское разочарование в людях, поэтому вызывает такую встречную реакцию. Как сказал однажды Марголит: «Я чувствую, как этот фильм меня в себя не пускает». Меня он тогда пускал, потому что совпал с внутренней эмоцией, с моим внутренним ощущением, поэтому, когда я его посмотрел, у меня было чувство лопнувшего нарыва. Я помню, что я по этому коридору Ленфильма, где там показали первую сборку, просто бежал вприпрыжку от счастья, у меня было чистое чувство счастья оттого, что при мне произошло это событие, что оправдана моя жизнь и жизнь других людей, потому что это случилось при нас: великое кинособытие.

Фильм Германа отражает разочарование, и потом это стало общим местом, но он его выразил первым. А если бы фильм вышел тогда, когда был сделан, закончен (в 2010 году), я думаю, это было бы и свежее, и сильнее. Вот это ощущение от того, что базовая теория оказалась неверна: мы летим и видим замки, думаем, что Возрождение, а прилетаем и видим: замки есть, а Ренессанса нет. Вот в этом и дело, что возможен мир, в котором базовая теория неверна или отсутствует; мир, в котором культура упразднена, и главное, что человек не хочет эволюционировать, не хочет развиваться в сторону человека воспитанного. Разумным он стал, даже можно сделать его образованным, даже умелым можно. А вот воспитанным — никак, не хочет он эволюционировать, теория воспитания не работает. Я думаю, что последние двадцать лет российской истории (да и мировой) были временем огромного разочарования в человечестве, сравнимом, наверное, только с разочарованием в просвещении после Великой французской революции. Потому что именно тогда идея Руссо насчет «нормальных условий для нормального человека» или того, что человек по природе добр,— эта идея была радикальным образом скомпрометирована.

Я думаю, что рефлексия на эту тему содержится только в одном романе Павла Когоута «Палачка», который у нас как-то недооценен из-за своей остросатирической направленности, из-за своего садического содержания. Это жестокий роман и патологический во многих отношениях. Но тем не менее роман Когоута прямо констатирует (там профессор Влк произносит эту замечательную тираду), что французская революция была актом глобального разочарования в человеке: людям оказалось гораздо интереснее смотреть на публичные казни, чем созидать справедливое общество. XXI век — это век глобального разочарования, и фильм Германа — это первая картина, в которой это разочарование в человечестве отражено.

У Стругацких в «Трудно быть богом» эта идея пока еще под вопросом, она сформулирована («после серых приходят черные»), но она как бы отрицается, а между тем это довольно мрачный роман, потому что Румата… Действительно, видно там, где он прошел. Румата отвечает этому миру единственно возможным образом — огнем и мечом. Это единственное, что с ним можно сделать. Герман пошел еще дальше: он подумал, что у Руматы есть путь Христа: он может погибнуть на глазах у этих людей, и этим чему-то их научить, но это единственное, что он может сделать. Ни образование, ни какие-то другие там паллиативные методы не срабатывают, это все косметика.

Кстати говоря, почему главным героем второй половины XX века стал разведчик? Ведь сцена, когда Румата Эсторский беседует с Будахом практически буквально воспроизведена в беседе Штирлица с пастором Шлагом. И когда Мюллер перечисляет операции, которые Штирлиц провалил,— это дон Рэба перечисляет операции, которые провалил дон Румата, которые для него подозрительны. Почему? Да потому что для второй половины XX века более характерна вот эта фаустианская коллизия, когда Мефистофель посылается на землю, чтобы спасти немногих. Мефистофель посылается испытать или оказать покровительство Фаусту, будить его дух, дон Румата отправляется в Арканар спасти Будаха или дона Кабани, немногих умников и книжников, а Штирлиц посылается спасти пастора Шлага.

И он выходит действительно таким не победителем, нет, эвакуатором, потому что задача Мефистофеля — покровительствовать немногим умникам, спасать мир в целом совершенно безнадежное занятие. Ну не может Штирлиц спасти нацистскую Германию, не может Румата Эсторский спасти весь Арканар. Все, что может делать Румата,— это эвакуировать немногих счастливцев. Кстати говоря, этим же и занимались строители и покровители шарашек в России 40-50-х годов, именно поэтому «Фауст» — самый актуальный текст для сталинской России.

И я думаю, что фильм Германа, который постулировал эту мысль — «Арканар спасти нельзя, но можно кого-то вывести из Арканара»,— это такая новая фаустиана. Меня сейчас занимает другая проблема: а что делать с тем Будахом, который отказывается работать с этим Фаустом? Что делать с Кондратюком, который отказался работать в туполевской шарашке? Он же был прав, наверное. Это очень глубокая мысль: конечно, ничего не просите у тех, кто сильнее вас; конечно же, сами придут и все дадут. Но главное: и тогда не берите, потому что фаустиана — это история великого соблазна. Что же делать с Будахом? А Будах там и говорит: «Тогда, Господи, убей нас». А тот отвечает: «Не могу, потому что сердце мое исполнено любви и сострадания». Обожаю эту картину и обожаю ее за горько-сардоническую, кисло-горькую интонацию, за ее потрясающую насмешливость, едкую иронию, за роль Ярмольника, которой он купил себе бессмертие, за великую, действительно, боль и ненависть, которая продиктовала этот фильм…

А если кому-то кажется, что он трудно смотрится — понимаете, после третьего просмотра уже все трудности исчезают: он понятен, он слишком понятен. А вот эмоционально он грандиозен, конечно. И особенно мне нравятся оттуда некоторые цитаты: « — Между прочим, я из так называемых культурных людей. Я окончил так называемый университет.— Я сейчас здесь всех убью, а тебя, студент, первого». Ужасно нравится. Говорят, Ярмольник сам это придумал на съемках.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Почему Нину Русланову любили снимать Кира Муратова и Алексей Герман?

Видите ли, Муратова и Герман любили снимать непрофессионалов. А Русланова плюс к своей поразительной органике и внешности была еще и профессионал. Это очень редкий случай, когда человек выглядит абсолютно как типаж из народа, при этом красив, при этом органичен безупречно, и при этом умеет быть всяким.

Вы себе не представляете, человеком какой пластики была Русланова. В те немногие разы, что я с ней говорил, она умела так превращаться! Вот сейчас она с вами изображает детдомовку, потом она изображает Муратову, а через 5 минут она… Я ее спрашиваю: «Как вы играете английскую королеву?», и она показывает:

Уж лучше было б мне батрачкой быть,
Чем королевой, что должна…

Можете ли вы называть лучший русский фантастический роман, начиная с Серебряного века?

Видите, здесь нужно определиться с терминологией. Собственно фантастика начинается в эпоху НТР, science-fiction, а все остальное было романтикой. И Грин очень обижался, когда «Блистающий мир» называли фантастическим романом. Он говорил, что это символистский роман. Можно ли назвать фантастической прозу Сологуба, в частности, «Творимую легенду»? Хотя в ней, безусловно, присутствуют элементы фэнтези, да даже элементы научной фантастики. Думаю, нет. И первая русская фантастика — это не «Русские ночи» Одоевского, а, если на то пошло, «Красная звезда» Богданова. Наверное, в каком-то смысле первые советские фантастические романы — это «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина», хотя тоже…

Как следует понимать зубец Т в ментаграмме у люденов из книг Братьев Стругацких? Можно ли воспитать из себя людена?

Ну, Стругацкие говорят нам совершенно однозначно, что есть генетические болезни, которые никак нельзя имитировать. И помните, Виктор Банев очень боится, что он станет мокрецом, а ему объясняют, что с этим надо родиться. Понимаете, воспитать из себя человека культурного, мыслящего, сколь угодно прогрессивного можно, а человека нового типа — нельзя. Это другое устройство мозга. Поэтому нам надо с вами радоваться, если нас с вами возьмут пожить в будущее, и мы ещё будем всё время думать: «Не забыть бы мне вернуться?» — как тот же Банев в «Гадких лебедях». Но пожить — да, а поучаствовать — нет. Поэтому мне кажется, что людена воспитать нельзя.

А что такое зубец Т в ментаграмме —…

Не могли бы вы рассмотреть проблему посмертной жизни в книге «Роза Мира» Даниила Андреева?

Видите ли, была такая эпидемия повальная всеобщих теорий всего в русской литературе. Мы как раз с Олегом Цыплаковым, замечательным новосибирским документалистом молодым обсуждали. Мы хотим делать картину об академике Козыреве, потому что непонятно, каким образом Козырев создал теорию времени, и именно он был научным руководителем Бориса Стругацкого, и именно он прототип Саула Репнина, потому что все знали, что Козырев был в заключении в Норильске и каким-то образом он там выжил, хотя все знали, что он погибает. Но как-то перелетел на два дня, спасся и вернулся (хотя у Стругацких он гибнет), но, в общем, идеи Козырева это вдохновляют. Прологом «Попытки к бегству» был рассказ 1967 года о тридцать…

Почему в повести «Пикник на обочине»  Братьев Стругацких Зона не позволила Шухарту попросить здоровье для Мартышки?

Понимаете, а что является нормой здоровья для Мартышки с точки зрения Зоны? Ведь Мартышка стала такой, какими стали посетители. Помните, там говорится о том, как эти инопланетяне проникли в наши тела, в тела наших отцов и детей. Призрак отца, который пришел с кладбища, этот страшный, в некотором смысле бессмертный фантом (конечно, намек на советский культ мертвых и их бесконечное воскрешение); Мартышка, которая скрипит по ночам и издает тот же страшный скрип, который доносится из Зоны от вагонеток с песком.

Это очень страшно придумано: она стала молчать, перестала говорить, она всегда была при этом покрыта шерсткой, а глаза были без белка. При этом она всегда была веселая, а папа язык…

В чем смысл романа «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» Братьев Стругацких?

Борис Натанович объяснял смысл «ОЗ» тем, что надо терпеть неприятные явления, какова Флора. Приятные все умеют терпеть, а человек проверяется терпимостью к неприятному. А вторая линия – это то, что случилось с Христом перед вторым пришествием. Он вернется не прежним. Это замечательная догадка. Есть Иешуа Га-Ноцри, есть Г.А. Носов – новый персонаж, новый учитель. И опять Христос, как у Мирера (близкого друга Стругацких) в «Евангелии Булгакова», разложен на две ипостаси: добрая – Г.А. Носов, силовая – демиург. Это такая попытка построения двойного, двоящегося образа бога. Вещь все равно написанная как реакция на большой лом времен, во многих отношениях переходная. Я думаю, мы ее только будем…

Какова мессианская составляющая в романе «Трудно быть богом» Братьев Стругацких?

Она не мессианская, она фаустианская, это немного другое. Это фаустианский роман, роман о разведчике, который всегда имеет воландовские черты. Это, скорее, анти-мессия. От фаустианского романа там очень много: гибель женщины, мертвый ребенок (потому что она была беременна), тема такой мести этому миру, в который разведчик послан. Достаточно вспомнить, каким Румата покидает Арканар: какой он в этот момент и что там в Арканаре. Помните, видно было, где он шел. Фауст всегда мстит миру, разведчик всегда уничтожает страну, в которую он приехал, как Штирлиц, убегая из поверженного Берлина; как Воланд покидает Москву, разрушая ее (без пожара здесь не обходится: в фильме это пожар, в романе они более…