Он потому и захотел ее рассказать. А почему двадцать, тридцать лет спустя захотел Бернард Шоу ее рассказать? А Дрейер зачем захотел это снять? Жанна д'Арк служит ориентиром тогда, когда утрачены какие-то ключевые понятия, когда человек начал забывать, зачем он живет. А почему Панфилов захотел снять «Жанну д'Арк» — только потому, что нашел идеальную актрису? Да нет. Хотя, конечно, Чурикова подсказала ему этот образ. Если бы этот сценарий был поставлен, «Андрей Рублев» был бы не так одинок в пространстве русского кинематографа. Надеюсь, что у Панфилова хватит сил и денег осуществить этот титанический замысел и снять черно-белую широкоформатную картину. Там финал такой, что я без слез о нем говорить не могу. Вот почему нужна Жанна д'Арк? Потому что люди забыли какие-то вещи. Вот напомнил о ней Шоу, произнесла она там этот гениальный монолог о продавшей себя Европе — и получил Нобелевскую премию за эту пьесу, потому что великая пьеса, высокое искусство.
Мне вообще кажется, что обращение Марка Твена к этой теме (а он писал, что «плавал в чернилах, когда писал», с наслаждением писал книгу) — это, понимаете, вечная тоска по идеализму, очень Америке присущая. И сколько бы ни говорили об этой прагматической цивилизации, она идеалистическая по своей природе. И во дни сомнений, во дни тягостных раздумий, во дни духовных блужданий, мне кажется, наиболее адекватно вспоминать о самом чистом явлении европейской истории.