Да нет там никакого особенного сатирического смысла. Смысл примерно тот же, что и в пьесе Шоу «Пигмалион»: человека отличает от классового его врага только костюм, и вообще это любимая тема Твена — обмен костюмами и внезапное перемещение близнецов, путаница социального статуса. «Простофиля Вильсон» — повесть, написанная о той же проблеме на современном материале. Я ее прочел довольно рано, кто-то из англичан, приезжавших в школу, подарил мне эту книжку, и я с наслаждением читал. У меня есть ощущение, что Твена действительно волновала проблема близнецов, проблема парных судеб, проблема сходств. Она и Набокова волновала, скажем, в «Отчаянии».
И у меня есть ощущение, что для мировой литературы это действительно один из главных мифов — то, что человек тотально зависит от костюма и среды, а будучи помещенным в другую среду, он ничем не будет отличаться. Нет никакой разницы между аристократом и оборвышем, между принцем Уэльским и Томом Кенти. Это как раз, может быть, довольно глубокая мысль Твена о том, что каждому правителю (это, конечно, восходит к легенде о халифе Ар-Рашиде) не худо бы побывать в шкуре простолюдина, иначе он просто не будет знать каких-то вещей. Мне ужасно нравится в Твене, циничном и жестоком сатирике, его старомодный, трогательный, детский гуманизм, такой очень американский.