Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Почему Марк Твен был увлечен историей Жанны д'Арк? Что он искал в своем последнем романе «Личные воспоминания о Жанне д’Арк»?

Дмитрий Быков
>250

Он сам объяснял это так: это первый в его жизни роман, к которому надо было готовиться. 12 лет работы — весь подготовительный период, два года письма, с 1893-го по 1895-й. Но думаю, что причина была ещё и в том, что Марк Твен был всю жизнь идеалистом, чистым американским, иногда в чем-то наивным сторонником христианских идеалов. Поскольку ему всю жизнь пришлось писать о том, как эти идеалы попирались, ему было большим счастьем написать о женщине, которая их воплощала.

Вы знаете, что Шоу, который написал свою «Орлеанскую деву», «Жанну из Орлеана», относился к произведению Марка Твена довольно скептически. Он говорил, что там идеализация Жанны, и нет абсолютно трезвой оценки её феномена. Но тем не менее, я считаю, что как раз книга Шоу, его огромная пьеса, «Орлеанская дева», идеализирует Жанну в гораздо большей степени, она ещё более романтична в чем-то. Он упрекал Марка Твена за отсутствие социального анализа, но, понимаете, не всегда нужен социальный анализ. Иногда нужно просто восхититься потрясающим человеческим образцом. Твен говорил, что, сочиняя эту книгу, он «плавал в чернилах», он наслаждался процессом. А про хорошее хорошо писать, понятное дело. Про мерзавцев всяких — что же радоваться?

И надо сказать, что эта книга и эта тема всегда вызывают удивительно добрые чувства. Вот, скажем, лучший сценарий, который я в жизни читал,— это сценарий Глеба Панфилова, фильм о Жанне д'Арк, который, как вы знаете, он не снял. Ему удалось только часть сцен из этого потрясающего полотна вставить в собственный фильм «Начало». Но — честно вам скажу — более мощного кинопроизведения, если бы оно получилось тогда, с Чуриковой в главной роли, не знали русские 70-ые и русские 60-ые тоже. Эта картина могла бы смело конкурировать с «Андреем Рублевым». И даже сейчас, когда, по размышлении зрелом, многое в «Андрее Рублеве» мне кажется довольно наивным и прямолинейным — при том, что это гениальная картина, тут разговаривать нечего,— я думаю, что это могло бы встать на один уровень с ним.

Сейчас бы, может, Панфилов набрался смелости и поставил этот сценарий с другой актрисой, ведь сценарии же не устаревают, но это было бы, мне кажется, все-таки компромиссом. Потому что кроме Чуриковой я не знаю, кто может это сыграть. Наверное, есть сегодня такие актрисы (гипотетически), но этот сценарий все равно остается потрясающим памятником искусства. Точно так же роман Марка Твена. Когда прикасаешься к святости — неважно, насколько это исторически достоверно, образ такой создан,— это каким-то образом тебя возвышает.

Вот мне, кстати, как-то написали, что мать Мария умерла от холеры или дизентерии, а вовсе не перешила свой номер и вовсе не пожертвовала собой. Есть такая легенда тоже. Но, понимаете, мне не важно. Мне важно, что образ и творчество Кузьминой-Караваевой породили эту легенду. И стало так. Мнение народное стало таково. И абы кому не припишут такую героическую гибель — перешить свой номер на робу обреченной женщины и вместо нее пойти в газовую камеру. Это не про каждого расскажут. И нам не важно, как на самом деле умерла мать Мария — мы знаем, что тот образ, который создала мать Мария, погиб вот так.

Точно так же, нам не важно: была ли в реальности Жанна д'Арк святой, хотя реальность святой это так же наивно, как ангел в натуральную величину. Я уже не говорю о том, что есть замечательная легенда, у Черняка в книге «Приговор веков» она подробно разоблачена, что на самом деле Жанна д'Арк спаслась, что она не была сожжена. Народ хочет верить, что его героиня бессмертна. Пока, тем не менее, господствует версия о святой праведнице, сожженной в Руане. И для меня действительно, роман Марка Твена — это его высшее художественное свершение, хотя «Янки при дворе» читать гораздо веселее.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Кто ваши любимые британские авторы конца XIX века? Что их волновало?

У меня есть лекция о Британии в конце XIX века, она называется «Дети Диккенса». Это шесть авторов, может быть, семь, которые вышли из диккенсовского периода британской литературы. Это прежде всего такая парочка антагонистов, ортогонально совершенно подходящих к христианству, как Честертон и Уайльд. Уайльд представляется мне лучшим христианином, скажем так, более практикующим и свободным от таких крайностей честертонианских, как, например, симпатия к Муссолини (слава богу, недолгая, он не дожил все-таки, но он бы понял; у него со вкусом лучше обстояло). Это Стивенсон, это Моэм, это Голсуорси, безусловно, и это Бернард Шоу. Вот эти шестеро-семеро авторов, еще Рескина следовало бы назвать,…

Зачем Марк Твен написал роман по известной хрестоматийной истории о Жанне д'Арк?

Он потому и захотел ее рассказать. А почему двадцать, тридцать лет спустя захотел Бернард Шоу ее рассказать? А Дрейер зачем захотел это снять? Жанна д'Арк служит ориентиром тогда, когда утрачены какие-то ключевые понятия, когда человек начал забывать, зачем он живет. А почему Панфилов захотел снять «Жанну д'Арк» — только потому, что нашел идеальную актрису? Да нет. Хотя, конечно, Чурикова подсказала ему этот образ. Если бы этот сценарий был поставлен, «Андрей Рублев» был бы не так одинок в пространстве русского кинематографа. Надеюсь, что у Панфилова хватит сил и денег осуществить этот титанический замысел и снять черно-белую широкоформатную картину. Там финал такой, что я без слез о нем…

Зачем Владимир Алеников в своих новых книгах отправляет Петрова и Васечкина за границу? Неужели в России нет мест для приключений?

Понимаете, мы с ним дружим, я рискну сказать. Хотя, конечно, он меня и постарше, и помаститее, но, будучи человеком довольно демократичным, он ко всякому общению открыт. Видите, какая история: почти всегда франшиза предполагает расширение географии. С чем это связано — не знаю. Ну, наверное, с тем, что франшиза — вообще дело такое экстенсивное. Давайте вспомним Марка Твена, который явно был прототипом такого… создал прототип такого романа о двух странствующих друзьях. И конечно, вот эта история с Томом Сойером за границей — она, конечно, послабее, но она тоже входит в сойеровский канон. И, видимо, расширение географии в этих обстоятельствах необходимо. И, видимо, Петров и Васечкин уже сделали в…

Какие литературные мемуары вы могли бы порекомендовать?

Ну как сказать «литературные мемуары»? Если понимать как литературными именно мемуарами узкий план воспоминаний о литературе (то, что называется «литературно-житейские воспоминания), то из русских, наверное, прежде всего Панаеву, «Современников» Чуковского – это вообще замечательная книга, не только как мемуары, но еще и как критическая работа. Вообще же, моя любимая мемуарная книга – это пять томов Фрэнка Харриса (они довольно компактно изданы в одном), «My life and love». Это долгое время запрещенная в Штатах, но поразительная по откровенности книга. 

То есть невозможно себе представить, что это написано в конце 20-х. Это мемуары прежде всего эротического плана, потому…

Почему сатана в повести «Таинственный незнакомец» Марка Твена приходит к детям?

Сатана действительно чаще всего приходит к детям. Хогвартс – это арена борьбы за будущее. И именно вокруг Хогвартса сегодня разворачивается главная битва. Я уж не говорю о том, что дети – всегда такие провозвестники антропологической эволюции. Понимаете, если Христос сказал первыми пустить к нему детей, то,  наверное, и Сатана имеет в виду эту целевую аудиторию. Другое дело, почему Сатана приходит к детям? Хорошо, что вы помните «Таинственного незнакомца». Дело в том, что детям присущ эгоизм в высокой степени, эгоизм – это такая вещь, которая делает их наиболее открытыми. Травля, вообще детские развлечения (на которые так подсела нынешняя России), ябедничество, стукачество,…

Перенял ли кто-то из современных авторов традиции и идеи Бернарда Шоу?

Знаете, трудно сегодня назвать столь масштабного скептика, столь масштабного социального критика, как Шоу. Причем критика цивилизации западной и скептика в отношении цивилизации восточной. Не знаю, откуда он мог бы прийти. Боюсь, что никто из сегодняшних критиков запада не обладает ни его талантом, ни его эрудицией. Боюсь, что традиция утрачена. Я больше вам скажу: у меня есть сильное подозрение великой европейской мысли модерновой эпохи, традиция этак от 1910-х до 1950-х годов претерпела во время двух мировых войн слишком серьезный урон. Боюсь, что правдива эта мысль, что «кто не жил в Австро-Венгрии, тот не жил в Европе». Боюсь, что, к сожалению, деградация всех институтов, всех…