Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

В чем феномен Валентина Распутина? Какой у него литературный прототип?

Дмитрий Быков
>250

Вот здесь сложно, понимаете? Феномен Распутина в том, что он — сугубо городской человек, который написал лучшую деревенскую прозу 80-х годов. И его городское образование, и его городская школа, сама городская техника его письма, очень, кстати, филигранная, очень сложная,— она и позволила написать ему деревенскую прозу. Потому что о деревенщиках говорят обычно: народные здоровые корни, исконность-посконность, и прочее. Большинство деревенщиков были людьми городской культуры. И как раз драму этого раздвоения лучше всех выразил Шукшин. И Федор Абрамов, автор великой деревенской прозы. Я её не считаю великой, но многие считают. Он был, между прочим, доцентом, литературным критиком и литературоведом. Корни здесь не так важны. Важно то, что люди писали о деревне без примитивизма, без контркультурной, без антикультурной направленности. Это очень культурная проза.

И пока у Распутина была эта внутренняя культура, и пока он не впал в свои абсолютно антикультурные и иногда прямо людоедские идеи поздние, когда он не начал призывать к расправам,— он был гением. А когда он впал в почвенническую идею, когда он возненавидел модерн и город и проклял многих собратьев по перу, таких, как Евтушенко, который был его другом,— вот тут случился сбой и художественный. Мне кажется, что Распутин — один из многих условных деревенщиков, кто сохранил талант. Вот Белов его не сохранил. А поздний Распутин иногда выдавал шедевры. Например, «Нежданно-негаданно» — великий рассказ. «Сеня едет» — гениальное произведение. «Новая профессия» — удивительный пример Распутина-сатирика. Там инженер, потерявший работу в 90-ые, устраивается аниматором, тамадой. И это жестокая, насмешливая вещь, сильно написанная. Даже «Мать Ивана, дочь Ивана» произведение недурное. Хотя оно отравлено, конечно, идеей, и там масса заданности, но есть и там… во всяком случае, финальный эпизод, когда она идет через картофельное поле, где жгут ботву,— это написано медвежьей силой. Там совершенно мощные есть куски. Нет, он крупный писатель, все-таки.

Это пример человека, съеденного ложной идеей. Я боюсь, и у Солженицына были выдающиеся художественные задатки, и гениальные прозаические тексты, в частности, «Раковый корпус». Он был равен как-то своему врагу по масштабу, когда он выходил против смерти, он был сильнее, чем против государства. Но заданность съедает художника, и вот здесь, мне кажется, проблема.

Кому наследует Распутин, мне сказать очень трудно, но я парадоксальную вещь скажу: Гаршину. Гаршин тоже был человеком такой же болезненной, ранимой, обнаженной души, такой же чувствительности. И Распутин, как художник, он и прожил столько же, сколько и Гаршин. Потому что после творческого кризиса, это было, в сущности, доживание. До 37 лет он был гениальным писателем. После «Прощания с Матерой» наступил кризис, о котором Шкловский, крупнейший литературовед, сказал: «Это большая драма для нашей литературы: Распутин на распутье». И вот после этого появилось несколько неплохих рассказов, но они не идут в сравнение ни с «Живи и помни», ни с потрясающими «Деньгами для Марии», ни с «Последним сроком», ни с «Прощанием с Матерой».

«Прощание с Матерой» — это текст такой мощи, что рядом с ним можно поставить, наверное, только гаршинские страшные повести. Вот это очень интересная мысль: Распутин и Гаршин. Потому что биографического сходства между ними нет. Но, понимаете, мне кажется, Гаршин был тоже подвержен этой опасности. Если бы он не покончил с собой в припадке депрессии, он имел бы соблазн поддаться на какую-то идею, и эта идея его бы успокоила. Ведь когда человек так болезненно, так мучительно воспринимает трагедию мира, ну как Леонид Андреев, например,— у него есть соблазн прислониться к большой идее. Идея вот несколько заглушает этот напор трагической, мучительной реальности. И Андреев прислонился. Андреев в 1915-1916 годах таким шовинистом, что мама не горюй. Это тончайший Андреев-то, автор «Красного смеха», стал, можно сказать, таким проповедником войны до победного конца. Бывает, человек прислоняется к идее.

Мне кажется, что Распутин был слишком тонким, слишком нервным, слишком больным, в лучшем смысле слова, слишком болеющим душой человеком, чтобы сохранить интеллектуальную и нравственную независимость. Он вынужден был подпасть под влияние идеи, а идея его съела. А вот Гаршин сохранился. Просто, понимаете, участь человека у Гаршина и Распутина похожа. Это участь глубоко трагедийная, и она сулит нам ещё интересные сближения.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Почему в последнее многие негативно отзываются об Александре Солженицыне?

Это очень естественно, что вы слышите этого негатив. Солженицын, независимо от его последующей эволюции, внес довольно большой вклад в уничтожение советского тоталитаризма. Другое дело, что он вопреки собственной пословице «волка на собаку в помощь не зови» в конце концов альтернативой Ленину признал Столыпина, который, по-моему, тоже достаточно убедительной альтернативной не является. И более того, Солженицын в последние годы делал весьма путаные и противоречивые заявления.

Хотя продолжал настаивать, в частности, в интервью своих, на том, что России необходимо местное самоуправление как единственный способ покончить с вертикалью, с тоталитарной властью. То есть…

Почему Евгений Гришковец сказал, что читать Александра Солженицына невозможно?

Ну Гришковцу невозможно, господи помилуй! А кому-то невозможно читать Гришковца, как мне, например, хотя есть у него замечательные пьесы. Кому какая разница, кто что сказал. Это опять «в интернете кто-то неправ». То, что сказал один писатель о другом, это может быть мнением данного писателя, это может быть расширением границ общественной дискуссии, но это не руководство ни к действию, ни к запрещению. А то некоторые уже почитают себя лично оскорбленными.

Я понимаю, что я в этом качестве кого-то раздражаю. Как можно кого-то не раздражать? Как может хоть одно, сколько-нибудь заметное явление не раздражать на порядок больше людей? Как один человек заражает коронавирусом пять других, так и…

Почему тоталитарные режимы не полностью порывают с мировой культурой?

С удовольствием объясню, это неприятная мысль, но кто-то должен об этом говорить. Дело в том, что литература и власть (и вообще, культура и власть) имеют сходные корни. И космическое одиночество Сталина, о котором говорил Юрский, его играя, связано с тем, что тиран – заложник вечности, заложник ситуации. Толпа одинаково враждебна и художнику, и тирану. На этой почве иногда тиран и художник сходятся. И у культуры, и у власти в основе лежит иерархия. Просто, как правильно говорил Лев Мочалов, иерархия культуры ненасильственна. В культуре есть иерархия ценностей.

Толпа одинаково враждебна художнику, в чью мастерскую она не должна врываться и чьи творения она не должна профанно оценивать, и…

Почему тексты Наума Нима сохраняются в памяти надолго, а вспомнить лагерную прозу Губермана или Солженицына не получается, хотя по силе текста они не слабее?

Шаламов запоминается больше в силу своей концепции, подозрительной к человеку в целом. Все мрачное запоминается лучше, это такая готика, хотя Шаламов страшнее всякой готики. Что касается Наума Нима, то я не стал бы прозу Губермана с ним сравнивать, потому что Губерман — прекрасный иронический поэт. Он не прозаик по преимуществу, проза для него — это хобби. Она очень хорошая, очень талантливая, но это не его конек. Хотя я «Прогулки вокруг барака» помню во многих деталях, они написаны замечательно, но они написаны более светло, что ли. Ним — это один из главных современных писателей, для меня — один из любимых прозаиков сейчас. Я не беру в расчет, что он мой друг.

Я когда пришел к нему брать первое…

В каких отношениях были Иван Тургенев и Дмитрий Писарев?

Это были с обеих сторон отношения необычайно уважительные. Я вам могу сказать, почему: потому что для Тургенева Писарев был одним из тех, кого он видел, в ком он видел надежду, это был один из тех представителей молодого поколения, для которых нужно было устраивать все эти реформы. Эти реформы, отношение Тургенева к ним — оно было крайне скептическим. Достаточно прочесть портрет нового губернатора в «Отцах и детях». Он видел всю фальшь этих реформ, он видел огромное количество дураков, Ситниковых и Кукшиных, которые с дикой силой расплодились, пошляки эти. Всегда всплывает такая тема, ничего не поделаешь.

Но Тургенев понимал при этом, что есть небольшой процент людей подлинных и новых,…

Какие философы вам интересны?

Мне всегда был интересен Витгенштейн, потому что он всегда ставит вопрос: прежде чем решать, что мы думаем, давайте решим, о чем мы думаем. Он автор многих формул, которые стали для меня путеводными. Например: «Значение слова есть его употребление в языке». Очень многие слова действительно «до важного самого в привычку уходят, ветшают, как платья». Очень многие слова утратили смысл. Витгенштейн их пытается отмыть, по-самойловски: «Их протирают, как стекло, и в этом наше ремесло».

Мне из философов ХХ столетия был интересен Кожев (он же Кожевников). Интересен главным образом потому, что он первым поставил вопрос, а не была ли вся репрессивная система…

Почему Солженицын как художник увлечён образом Николая II в романе «Красное колесо»? Возможно ли, что автор жалеет императора, но относится неприязненно из-за слабости?

Тут надо разграничить… Это довольно любопытный психологический и литературный феномен: разграничить отношение к персонажу и к человеку, потому что автор вообще любит персонажа всегда, именно постольку, поскольку персонаж даёт ему развернуться. Есть глубокое замечание Булгакова: «Любите персонажей, иначе вы наживёте крупные неприятности». Это не значит, что его надо любить как человека и одобрять.

Солженицын любит Николая, потому что Николай иллюстрирует его любимую мысль. Любимая мысль Солженицына очень проста. И вообще не нужно Солженицына расценивать, оценивать только по его поздней публицистике. Он довольно много наговорил. Как всякий крупный писатель,…

Какие книги входят в ваш топ-5? Включили бы вы в этот список поэму «Москва - Петушки» Венедикта Ерофеева?

Мой топ это «Потерянный дом» Житинского, «Уленшпигель» де Костера, на могиле которого я побывал, спасибо, в Брюсселе, «Человек, который был четвергом» Честертона или, как вариант, любой из романов Мережковского, «Анна Каренина» и «Повесть о Сонечке». Не могу сказать, что это мои любимые книги, но это книги, которые вводят меня в наиболее приятное и наиболее человеческое, наиболее при этом творческое состояние – так бы я сказал. Иногда я подумываю, не включить ли туда «Четвёртую прозу», потому что это лучшая проза 20 века. Самая интересная, Ахматова, кстати, тоже так считала. «Москва-Петушки» в этот топ-5 не входят, но в топ-5 русских книг семидесятого года безусловно входят. Думаю, что в топ-20…