Войти на БыковФМ через
Закрыть

Считаете ли вы слово «инвалид» оскорбительным?

Дмитрий Быков
>250

Понимаете, когда сюда приезжала группа «Овощи», состоящая как раз из инвалидов, да ещё и из детдома, я их спросил в эфире, это была новогодняя ночь. И это было такое рискованное решение — начать новогоднюю ночь с выступления группы инвалидов. Я их спросил, не оскорбительно ли для них слово «инвалид». И там один мальчик очень правильно сказал, что пенсия, которую мы получаем, оскорбительна, а слово «инвалид» нет. Тут уж назови как хочешь. И они вообще такие резкие ребята. Неслучайно они и группу свою так назвали.

В детский дом этот (это тоже дом отдыха в какой-то степени, потому что они туда попадают из обычных детдомов, и там они приходят в себя), к Лине Зиновьевой, которая содержит этот детдом «В гостях у Незнайки», я приезжаю душой отдохнуть, как это ни ужасно. И приезжаю я к ним с некоторыми новыми лекциями. Когда я собираюсь прочесть лекцию, относительно которой реакция мне будет непонятной и относительно которой я сам не знаю, что думать, я еду туда. Это недалеко от Москвы, под Внуковом. Я еду в первую очередь почитать им.

Они скажут правду. С ними невозможно сюсюкать, и сами они никогда не сюсюкают. Они говорят жестокие, честные, неприятные вещи. Вы бы видели, какими словами они прокладывали себе дорогу в студию, когда ехали на своих колясках на наш новогодний эфир. С этими ребятами не больно понежничаешь, в них нет манерности, и снисходительности они не терпят.

Поэтому я, наверное, знаете, все-таки за то, чтобы слово «инвалид» употреблять. В названии «Русский инвалид» нет ничего оскорбительного: так назывался русский журнал для ветеранов войны, исторический журнал. «Invalid» — это слово, которое отнюдь не является табуированным в других языках, в частности, в английском. «Невалидный» — ничего страшного; избыточная валидность — в этом ничего хорошего нет. Поэтому тут надо спорить не о словах. Тут надо спорить о том, какова пенсия по инвалидности и каковы права инвалидов в стране. Много ли мы знаем книг о них, много ли мы читаем об их положении, кроме как на портале «Такие дела», много ли мы им помогаем повседневно. Мне вот они помогают: когда у меня возникают вопросы по текстам, я к ним еду и им читаю. А чем я могу им помочь, я не знаю. Во всяком случае, в деньгах они не нуждаются. Они нуждаются, наверное, во внимании каком-то.

Я знаю, Владимир Алеников собирался про них фильм снимать, деньги ищет на это дело. Если Алеников снимет, то это гениальный, по-моему, режиссер (во всяком случае, когда речь заходит о детях). У него последняя картина «Странники терпения» с потрясающей ролью Лавроненко. Картина сильно меня удивила: там в середине картины происходит такой поворот, в алениковском, несколько садическом духе, поэтому мне интересно, что он снимет про этих детей. Володя Алеников мне друг, поэтому я могу об этом человеке, много старшем, говорить как бы панибратски. Вот если он снимет ту картину, которую он придумал, то это будет серьезный вклад в гуманизацию общества.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Когда вы впервые прочли роман «Альтист Данилов» Владимира Орлова? Какие он оставил у вас впечатления?

Это же было время, когда в России, в Советском Союзе — вспоминал об этом сам Орлов в нашей любимой рюмочной, ныне, увы, переформатированной — неожиданно разрешили печатать авангардную или, во всяком случае, условную сюрреалистическую прозу, потому что надо был чем-то уравновесить публикации Брежнева в «Новом мире». Тогда был напечатан авангардный «Самшитовый лес» Анчарова и «Альтист Данилов» одновременно. Почему и какие были впечатления?

Ну я был дитя, понимаете, и впечатления были детские. Я воспринимал это как сказку, хлопобуды вот эти. Это было очень точно социально — демоническая женщина Анастасия, и так далее. Больше всего мне понравился там вот этот вот герой, который по…

Что произойдет с подростками разного пола, если они попадут на необитаемый остров без взрослых, как это было в романе «Голубая лагуна» Генри Де Вер Стэкпула?

Что будет? Понимаете, тут не так принципиально, однополые они или разнополые. Будет, естественно – в экстремальной ситуации, – взаимопомощь. Люди более склонны к тому, чтобы в критической ситуации помогать друг другу, а не топить друг друга. Так мне рисуется.

Вечная проблема – секс делает человека более зверем или более человеком? По мысли Розанова (у него бывали очень ценные мысли, без снисходительности об этом говорю), человек в сексе становится либо богом, либо животным. Поэтому могло это привести к чудесам взаимопонимания и взаимопомощи. Честно вам скажу: без секса настоящее взаимопонимание мне видится невозможным. Без физического контакта вы не поймете, не почувствуете…

Можно ли рассматривать цепочку героев: Шестопала из фильма «Доживём до понедельника» Ростоцкого, Бессольцеву из книги «Чучело» Железникова и Ученика Серебренникова — как динамику вырождения системы образования?

Нет, конечно. Если брать Генку Шестопала из «Доживем до понедельника», это, скорее, такая цепочка, история фриков. Фрики становятся все более фриковатыми, все более чудовищными. Генка Шестопал, в общем, просто нонконформист, Бессольцева — уже жертва коллективной травли, а Ученик — это уже, в общем, маньяк. Это уже случая mania religiosa. То, что фрики становятся все более невыносимы, а масса все более агрессивна и в каком-то смысле все более отвратительна,— да, этого нельзя не заметить. Но это происходит не потому, что деградирует система образования, а потому, что деградирует общество и людям нечего делать. Понимаете, поляризация в любом обществе — это признак болезни. У меня в «ЖД» была…

Как вы объясняете то, что Хармс — клинический сумасшедший и детоненавистник, и Григорьев — алкоголик и хулиган, написали лучшие в советской поэзии детские стихи?

Насчёт «лучшие» я не знаю, но объяснить это я могу. Я не говорю, что Хармс был клиническим сумасшедшим. Я повторяю мысль Лидии Гинзбург о том, что у него были чрезвычайно развитые, чрезвычайно навязчивые обсессии. Но, конечно, Хармс потому и писал удачные детские стихи, что сознание его во многом было инфантильно. Инфантильно — не значит примитивно, но это значит, что детская жестокость, детское отсутствие предрассудков, детская остранение есть в его текстах. Ну, перечитайте его рассказ «Меня называют капуцином» и сопоставьте с детскими страшилками — и всё становится понятно. Или «Начало хорошего летнего дня». Или ту же «Старуху», которая у моих школьников вызывает всегда такой безумный…

Вы говорили о том, что по теории Братьев Стругацких детей надо воспитывать вне дома. Почему же тогда их герои — Горбовский, Тойво Глумов, постоянно звонят матерям?

Ведь воспитание в интернате не означает отказа от семьи, а просто означает, что в какой-то момент для навыков социализации, для некоторой невротизации ребёнок должен оказаться в этой творческой среде, в этой плазме, которая его инициирует, которая как-то… ну, оказаться там, где он ионизируется, грубо говоря. Для меня очень важно, что в какой-то момент ребёнок у Стругацких попадает в эту идеальную среду интерната, где всем интереснее работать, чем жить, где он решает научные проблемы, где он оказывается в коллективе, где ему напряжённо, предлагают разные варианты чуда (а чудо воспитывает прекрасно).

Конечно, он любит мать, естественно. Просто Тойво Глумов любит Майю Глумову не как…

Не является ли потеря концентрации главной проблемой современных школьников? Может ли дойти до того, что они не смогут сосредоточиваться на деле дольше 40 секунд?

Во-первых, что-то они всё равно будут делать дольше 40 секунд, они будут делать это 11 минут, как сказано у Паоло Коэльо. Ну, сейчас уже, кстати говоря, и 11 считается многовато. По последним сведениям (видимо, от британских учёных), оптимальная длительность всё же 7 минут, потому что иначе начинается монотонность. Ну не знаю, всяко бывало.

Если же говорить совсем серьёзно, то видите, то, что нам кажется болезнью, то, что мы представляем себе как патологию, как синдром дефицита внимания и гиперактивности — это может быть и не болезнью, а это может быть опять-таки чертой нового человека, ну, новым эволюционным скачком. Так мне кажется.

Я понимаю, что сейчас я навлеку на себя опять…