Наверное, потому что большинству людей сегодня элементарно нечего сказать. На том уровне, на котором люди поверхностно реагировали сначала, они выскребли все. Для более глубокой аналитики, которой занимался в свое время Янов или сейчас занимается Сонин, для аналитики метафизической, как у Десницкого, людям надо дорасти, воспитать аудиторию. Людей, которые на это способны, очень немного. То, что делает Шамолин, например, профессиональный антрополог. Или профессиональные социологи и экономисты, богословы вроде Баумейстера. Для этого нужно что-то знать. А время многочасовых интервью со светскими персонажами – да, оно прекратилось. Сейчас время такого более глубокого и более субъективного анализа. Я подхожу к этому анализу со стороны литературной, кто-то – со стороны экономической, кто-то – со стороны религиозной.
Но для этого богословие, литературу и экономику надо вообще-то знать. На моем уровне знания литературы хотя бы. А я знаю о литературе вообще-то все: как она делается, как она существует. Есть отдельные имена, которых я не знаю. В общем, литература – мой огород, как Пушкин сказал про Летний сад. И я в этом огороде чувствую себя довольно свободно. Нет ничего в литературе, чего бы я не умел. Другой вопрос, что я не умею этого на уровне должном. Я не жду от себя каких-то гениальных свершений. Но я в литературе дома. Я, конечно, не могу по-розановски сказать, что литература – мои штаны. Просто потому, что, когда я представляю штаны Розанова, меня как-то с души воротит. Но литература – мое дело, мое ремесло. Я в литературе дома. Человек, который так же дома в экономике, богословии, истории (как Эйдельман), – такой человек сегодня может давать комментарии. А комментарии остальных людей утратили актуальность. Или надо быть настолько значительной личностью, как Алла Борисовна Пугачева, которая тоже гениальный профессионал своего дела.