Одно другому не мешает: пролетарский писатель вполне себе может быть религиозно-философским. И даже я скажу вам больше… Правда, Горький не совсем тянет на религиозно-философского писателя. Если взять его богостроительскую вещь «Исповедь», там доказывается, что бога еще нет, но он будет. Это интересная точка зрения, но на уровне каламбура. А если говорить о Горьком всерьез, то мне представляется, что он гениальный новеллист, замечательный сюжетчик, писатель и не пролетарский, и не религиозно-философский, а он просто такой замечательный критик концепции человека, он писатель античеловеческий. Ему кажется, что человек — это проект, который надо переплавить, переделать. Эта же мысль и в рассказах о босяках, и в чудовищном очерке «Соловки», и в очерках о куряжской коммуне Макаренко. Он видит в человеке продукт переплавки. Одни называют куряжскую коммуну колонией, другие — все-таки коммуной, и непонятно, что ближе к истине, но в Соловках точно лагерь, а Горький видит там переплавку человека. Вот Горький — критик концепции человека. Между прочим, у Шаламова на человека такой же негативистский взгляд. Можно ли это назвать религиозно-философской концепцией — трудно сказать.
Почему все называют Максима Горького пролетарским писателем? Разве он не больше религиозно-философский?
Дмитрий Быков
>250
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Отправить
Отправить
Пока нет комментариев