Войти на БыковФМ через
Закрыть
Литература

Не могли бы вы разобрать стихотворение Высоцкого «Бег иноходца»? 

Дмитрий Быков
>250

Люда, стихотворение «Бег иноходца» принадлежит к тем программным, понятным стихотворениям Высоцкого, которые, в общем, не нуждаются в дополнительной интерпретации. Гамлетовская тема у Высоцкого связана с позицией сильного человека в слабой позиции. Тема этого же произведения – это и бег иноходца, и песня бегуна на короткие дистанции, которого заставили бежать на длинную, и, соответственно, история прыгуна, который говорит: «Но свою неправую правую Я не сменю на правую левую».

Это история  человека, который добивается победы не так, как это конвенционально установлено, который побеждает не так, как побеждают его соплеменники и одноклассники. «Я скачу, но я скачу иначе»: да, действительно, но он все равно приходит первым.

Что со мной, что делаю, как смею!

Потакаю своему врагу!

Я собою просто не владею —

Я прийти не первым не могу!

Тут довольно глубокая трагедия в том смысле, что Высоцкий, приходя первым во всем, что он умеет, способствовал же, как ни странно, укреплению и популяризации этой системы. Система этого не поняла сначала, но потом, после смерти, конечно, немедленно попыталась его присвоить. И книжку ему сделала, и пластинки стала печатать. Не перестройка это сделала – это еще до перестройки началось. Система, по большому счету, не переродившись, попыталась присвоить сначала военные песни Высоцкого, потом сатирические песни Высоцкого, потом стала уже подбираться к философским его сочинениям.

Но Высоцкий бежит не так. Высоцкий очень резко выделяется, и это видно: он выделяется среди своих современников, среди коллег по Таганке, которые его недолюбливали, о чем Демидова рассказала с предельной искренностью. Он действительно торчал как пень на лобном месте, если цитировать замечательную строчку Коркии. Он был абсолютным иноходцем по всем советским критериям. Он был вызывающе одинок – а советский человек не может быть одиночкой. Поэтому «Бег иноходца» – это та проблема, согласно которой, реализуя собственные замыслы и стратегии, ты все равно работаешь на жокея, на того, кому ты принадлежишь. 

Это примерно как Ландау или Сахаров, занимаясь своей прекрасной физикой, дали бы государству самое смертоносное оружие. Это такая проблема советского иноходчества: пока вы находитесь в рамках советской системы, вы работаете на нее, чем бы вы ни занимались. Она все равно может гордиться вашими достижениями. Она и диссидентами попыталась гордиться. И для этого были некоторые основания: если такой протест возникал в этой системе, значит, сама система была не до конца бездарна. Это любопытный изгиб мысли, и об этом можно поговорить серьезно.

Но главная проблема Высоцкого-иноходца была в том, что как бы ему трудно ни было на Таганке, как был он ни мечтал уйти из Таганки (а такие мечты появлялись у всех таганских премьеров по достижении определенного возраста), он все равно работал на славу и на успех Таганки. Другое дело, что Любимов это все трезво понимал, поэтому не спешил сдаваться.

Отправить
Отправить
Отправить
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Как Жеглов из романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» несмотря на отсутствие христологических черт, стал культовым персонажем?

Анекдоты о нем есть, но дело в том, что христологических черт у такого персонажа быть не должно. Видите ли, вся популярность Жеглова была предопределена тем, что его сыграл Высоцкий. Если бы его играл любой другой человек, он был бы совершенно непривлекателен. И в книге он непривлекателен, он показан там глазами Шарапова, который уважает его, но не любит ни секунды. Просто действительно, Говорухин сыграл — и это только в плюс ему — довольно нетрадиционную, довольно неожиданную игру. Он задумал такую художественную провокацию — сделать человека с абсолютно тоталитарным сознанием (тоже типичного силовика) обаятельным, артистичным, еще таким немножко, как говорил сам Высоцкий, «немножко из…

Почему Владимир Высоцкий захотел сыграть слабого персонажа в фильме «Четвертый» Александра Столпера?

Потому что у Высоцкого было не так много возможностей в это время сыграть сильного персонажа, да и самое ужасное, что Высоцкий вынужден был хвататься за любую легитимацию, а там была большая роль. И хотя пьеса Симонова «Четвертый» была явно неудачна, а постановка Столпера совершенно ему не свойственна, слишком условна. И герой был совершенно несвойственный Высоцкому. Для сильного мужчины играть слабака и конформиста — это довольно мучительная задача. И Терехова, сыгравшая там блистательно, и собственно Высоцкий,— они явно не на своем месте.

Но работа с Симоновым — это был пропуск в кино, пропуск в относительно либеральные слои, которые занимали при этом очень высокое положение. Ему,…

Если Высоцкий — улучшенная инкарнация Есенина, не могли бы вы назвать его стихотворения, которые напоминают есенинскую манеру?

Таких стихотворений довольно много. Самое простое — стихотворение «Мой черный человек в костюме сером». А так, в принципе, самое есенинское стихотворение у Высоцкого — это не слишком мной любимые «Кони привередливые», в котором мотивы Есенина звучат quantum satis.

Очень много у него таких мотивов. Особенно в его любовной лирике, которая сочетает восторг и презрение, преклонение и брезгливость. Очень интересно было бы параллельно проанализировать (я недавно как раз в лекции о Высоцком это делал) «Пей со мной, паршивая сука» и «Что же ты, зараза…?»

Вот это дикое сочетание любви и ненависти — более того, ненависти, потому что продолжаешь любить — это одна из…

Испытывал ли Владимир Высоцкий профессиональную ревность к Александру Галичу?

Понимаете, из всех бардов, которые более или менее дружили, я думаю, дальше всех были друг от друга Высоцкий с Галичем. Но вы, не совсем правы, когда говорите, что со стороны Высоцкого это была профессиональная ревность. Конечно, он понимал, что Галич как поэт гораздо выше. Я вообще, знаете, с годами стал считать Галича все-таки равным Окуджаве. Я всегда думал, что Окуджава — гений, а Галич — талант. Нет, они оба были гении — при том, что у Окуджавы был чистый, богоданный дар, а Галич до своей гениальности скорее доработался, но при этом он был, конечно, человек феноменально одаренный.

Как здесь сказать? Видите ли, вот очень точно сказал Михаил Успенский: «Советская власть жестоко…

Высоцкий начал играть для своих, а своими оказались миллионы. Могут ли миллионы быть своими для поэта? Как вы видите своих читателей?

Миллионы должны быть своими для поэта. Потому что поэтическое слово для того так мнемонично, для того так хорошо запоминается (Бродский много об этом говорил), что в отсутствие печатной традиции оно становится всеобщим достоянием. Да, конечно, поэт во многом ориентирован на общественный резонанс. Многих моих, так сказать, бывших коллег это завело в кровавый тупик. Потому что эти ребята, желая резонанса, желая, чтобы их слушала и читала страна, перебежали на сторону худших тенденций во власти. 

Они стали поддерживать войну, кататься по стране с чтением военной лирики (очень плохого качества). Это нормально: когда у тебя нет общественного резонанса, когда твое слово не звучит,…